ПЕРЕВОРОТ В ИСКУССТВЕ ЖИВОПИСИ
России повезло – именно там в 1915-м году русский художник Казимир Малевич написал «Чёрный квадрат». Писал он это гениальное произведение аж несколько месяцев, что говорит о его тщательности, незаурядном мастерстве и внимании к деталям. Полотно получило хорошую прессу, и художник взялся ковать железо, пока горячо – известно не менее семи авторских копий этого эпохального произведения. Пытался делать вариации – «красный квадрат», «чёрный крест», «чёрный круг»… Даже «Белый квадрат на белом фоне» - но потом просто не смог найти его на полотне. К его досаде, такого оглушительного успеха эти полотна уже не имели, и он вернулся к проверенному «чёрному квадрату». Он заботливо растил свою смену – второй чёрный квадрат рисовали втроём три его ученика под его непосредственным руководством. Конечно, находились завистники и недоброжелатели, которые просто не верили в его гениальность, а просили его, к примеру, нарисовать лошадку (И.Репин). Но жизнь расставила их по своим местам, и теперь его картины - общепризнанные шедевры и стоят бешеные бабки.
Один из «Чёрных квадратов» (а именно – вариант №4) подарил России олигарх В.Потанин, выкупив за миллион баксов. Вот ведь, олигарх, - а как тоже в живописи разбирается! И не жадный. Естественно, Эрмитаж провёл научную экспертизу, - всё оказалось тип-топ, - почерк и манеру наложения красочного мазка сравнивали с другими работами Малевича. Проведенные работы позволили специалистам дать заключение: «никаких несоответствий техники, материалов, почерка по времени и авторству картины не обнаружено».
Теперь этот шедевр висит в Эрмитаже, где и произошёл кошмарный инцидент, давший название этой статье. Во время генеральной уборки перед приездом высокого начальства неизвестный вандал по халатности или злому умыслу повесил это полотно вверх ногами! И произошло чудовищное! А именно – этого никто не заметил!!! И провисело гениальное полотно стоимостью лимон зелени в таком неприглядном виде почти полгода! И не нашлось компетентного специалиста-искусствоведа, чтобы исправить эту ошибку! А обнаружили её совершенно случайно – при очередной инвентаризации. Бирка сзади оказалась не слева внизу, а справа вверху. Скандал разразился нешуточный и бушевал долго. Наши и иностранные эксперты выражали сомнения в надёжности хранения шедевра и качества его охраны – а если найдётся маньяк, который плеснёт кислотой в картину, сколько времени, сил и денег уйдёт на реставрацию, и всё равно ведь не удастся полностью повторить стиль автора! Да и просто конфуз – ну вы представьте себе, к примеру, как «Три богатыря» полгода висят в Третьяковке вверх ногами?! Короче, решили поставить ограждение и близко к картине никого не подпускать. Во избежание повторения инцидента.
Интересно, господа, а смогли бы вы отдать свой кровный лимон зеленью за «Чёрный квадрат», чтобы повесить его, скажем – над кроватью? Я вот не силён в живописи и предпочёл бы тех же «Трёх богатырей» или, на худой конец – коврик с лебедями. И не за такие деньги. Но вот жена на меня ругается, говорит, что весь реализм – это совок и отстой, не имеющий никакого смысла в эпоху существования цветной фотографии и полиграфических технологий. Типа – чем рисовать по полгода портрет Большого начальника в парадном мундире – проще послать к нему на дом девочку с «Никоном», она сфоткает объект и потом напечатаем любое количество экземпляров всех типоразмеров. И это касается любого сюжета, от «Боярыня Морозова» вплоть до «Заседания Госдумы». А рисовать вручную надо то, что представить, а тем более материализовать для того, чтобы сфоткать – невозможно, типа Сальвадора Дали или Пикассо… Получается – ещё один переворот в живописи? Не знаю…