Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vox.mens
7 лет назад

[Поэзия] Поэтическая мастерская

Открываем нашу Поэтическую мастерскую. 

С вами буду я – хозяйка этой мастерской – Ольга Заря – начинающая стареющая поэтесса, как я себя называю…

Как-то мой друг-поэт сказал мне, что, если бы я начала  работать над своими стихами раньше, а не в пору « осеннего листопада», то я успела бы за одну жизнь столько, сколько другие не успевают за две жизни. 

Вот почему я и решилась основать свою мастерскую, чтобы начинающие поэты, которые в два-три раза моложе меня – всё же успели сделать во столько же раз  больше для  нашей современной литературы.  Сделать то, чего уже не успею я…

Не скрою, что многое я почерпнула  для себя здесь: http://www.timskorenko.ru/ - сайт Тима Скоренко. Кто всерьёз хочет научиться писать красиво – вам сюда. Очень помогли мне друзья на поэтических сайтах, мои постоянные читатели, воодушевляющие меня и поддерживающие. Много дало участие в поэтических конкурсах, когда мы честно друг другу указывали на наши недостатки и отмечали достоинства друг друга. Очень многое дал мне мой поэтический наставник – поэт из Запорожья – Игорь Литвиненко. 

В своей книге «Заря моя вечерняя» я цитировала его слова о том, как он незаметно, шаг за шагом передавал мне свои секреты поэтического мастерства. Я шлифовала свои стихи, отзываясь экспромтами на его стихи.

 Но главное, чему он меня научил – это раскрепощённости  в творчестве, душевной распахнутости, искренности, умению слышать саму себя и окружающий мир, ощущать внутреннюю музыку поэтических строк и того, что скрывается между ними. 

Мне врезалось в память его сравнение поэзии с полем, которое мы можем наблюдать из окна поезда.  Поле, поле, поле…  Оно мелькает, глаза устали, ты начинаешь зевать…и вдруг… то ли птица вспорхнула, то ли зверёк выскочил из-за куста, то ли появилась полянка с красными маками на горизонте…Взгляд сразу же невольно загорается, интерес к чему-то новому пробуждается мгновенно. 

Вот так и нам всем нужно пытаться писать – по-своему, необычно, неожиданно, не подражая никому – ярко, самобытно, слегка приоткрыв лирическому герою душу и немного окутав её тайной, чтобы читатель сам мог дофантазировать, домыслить, примерив переживания героя на себя самого…

У меня на Стихах РУ  уже почти  180 тысяч читателей. Это за несколько лет пребывания на международном портале. Огромное количество неизвестных читателей. Это к тому, чтобы не говорили ,  что на том сайте ходят к тем, к кому ходишь ты. В последнее время, к своему стыду, я даже не успеваю заглянуть к своим избранным поэтам и друзьям… А читатели прибывают и прибывают. Видимо, находят что-то родное и близкое для себя. Стараюсь писать просто, но всё равно некоторым недоступно всё, о чём я хотела бы рассказать…

Здесь так, если поэзия – это море, то над ним собираются стаи чаек – это мои любимые читатели.  Одни из них молча погружаются в поэтическую прозрачную воду в поисках пищи для души. Другие – боятся сильно приблизиться, чтобы их не захлестнула высокая волна,  третьи с радостным криком садятся прямо на воду, мне на плечи, едят прямо с моих рук, с моих чувств, с моей души… И вот таких читателей к моей радости всё больше и больше.

Чем же мы будем заниматься в нашей Поэтической мастерской? Прежде всего будем знакомиться ближе. Всем, у кого есть интерес к  совместной творческой работе хозяйки мастерской с авторами,  вам сюда! Нужно просто оставить под этим постом ссылку на свой аккаунт или же прямо на отдельные стихи.  В порядке очереди я буду заглядывать по ссылкам и освещать здесь все возможности улучшения своих творений. Поэтому поспешите. Уже поступило в мастерскую несколько стихотворений. Чем раньше сообразите, тем быстрей начнётся наша творческая дружба. Эта мастерская для начинающих поэтов. Более опытным, знающим себе цену – к «Рецензенту», который с нами сотрудничает.

А ещё между практическими занятиями по расчёсыванию наших поэтических строк – я буду выставлять посты с теоретическими сведениями, основываясь на своём и вашем творчестве.

Т.е. в мастерской будет практическая направленность наших теоретических знаний. Без фамилий и ников мы будем  дегустировать с вами свои же ошибки с целью – уходить от них в дальнейшем.

Следующий пост будет посвящён рифмам. Казалось бы…что может быть проще – рифма – это  созвучие концов стихотворных строк. А вы знаете, что в словаре В.В. Онуфриева   "Словарь разновидностей рифмы"  - их столько видов, что можно укачаться… От Абсолютной и Абстрактной – до всяких Холостых и Шестисложных!  Но мы не будем далеко заходить сразу, чтобы  не утонуть в море информации. Мы начнём с самого главного – рифмы хорошие и рифмы  бедные, т.е плохие… 

Одним словом, благодаря     @vox.mens  вы нашли в нашем лице – редакторов этого сообщества – своих друзей и покровителей. И не бойтесь никого и ничего…Если мы рядом с вами – нам ничего не страшно вместе! Все разборы полётов будут в доброжелательном тоне, без унижения и посягательства на личность Автора. Вместо фамилии автора мы будем при разбое употреблять просто слово «Автор».   Если же Автору захочется предстать перед общественностью – мы будем только рады этому! Да…забыла. Сотрудничать мы будем только с нашего обоюдного согласия. Жду заявок!

Ваша  – Ольга Заря, она же автор и хозяйка Поэтической мастерской или Бюро Добрых Поэтических Услуг для начинающих стихотворцев.

В поэтическую мастерскую (в бюро Добрых  Поэтических Услуг – Ольги Заря) поступили стихи Автора ( имени я не называю умышленно, если он  посчитает нужным  – отзовётся в комментариях)


В детстве мне сестра сказала,

Что я ростом подкачала.

Большегуба, узкоглаза,

А фигура - водолаза.


Я сначала обижалась,

А потом всё улыбалась.

И себе шептала тихо:-

"Ой, сестра, разбудишь лихо",


Ну и пусть я никакушка,

И глазенки раскосяк,

Вот назло всем буду душка

Хоть расплющусь об косяк.


Будет мне лет эдак 20,

Заблещу во всей красе.

Буду всем я улыбаться

И твердить, что я вааще!


Пышногруда, длиннонога,

Глазья, словно озерца.

И,  конечно недотрога

Жду крутого молодца!!!....


Ну твердила и что толку?

Не поверил же никто

Были только кривотолки:-

С головой у ней не всё..


Время лечит, годы мчатся.

Вот уже под шестьдесят.

А все кажется шестнадцать...

В  ..опе ...уйма бесенят.


Просят, взяв меня на мушку,

Жить на полную катушку!!!

Не бояться, не скулить,

Мозг другим не выносить.


Подыскать себе занятие

Для ума и для души.

И себя чтобы понять я,

Начала писать стихи.

Это стихо-Творение  Автора  написано  в юмористическом  стиле, вызывают добрую улыбку  и сопереживание к лирической героине, которая вынуждена писать стихи, чтобы не « выносить другим мозги». 

Думаю, что многие из нас, не находя себя в толпе – уходят в стихи.  Автор пишет  легко, весело, задорно, с юмором.  Ритм  в строках  немного нарушается,  начиная с  третьего катрена.  Вначале идёт  в стихах  -  женская рифма  с безударным окончанием - (сказАла, подкачАла, узкоглАза, водолАза итд).  Обратимся к теории: "Женская клаузула — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов". 

В третьем катрене, во второй строке – уже  мужская рифма. "Мужская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов". У автора: раскосЯк(0) и в четвёртой соотвественно – косЯк (0). 

Кстати, на будущее  - не стоит пользоваться однородными рифмами : расКОСяк и КОСяк, это  -  бедные рифмы. О них, я расскажу чуть позже -  на одном из занятий нашей Мастерской. Материалы буду подыскивать в творчестве своих друзей – фамилии называть не буду…Мы же не волшебники, а только учимся…Возможно, буду находить «косяки»  у себя самой)) Мы все  привыкли учиться только на своих собственных ошибках… 

Продолжим о творении , поступившем в мастерскую. В своём  стихо-Творении Автор использует довольно-таки популярную  – смежную рифмовку  -  ААББ.  Когда строки рифмуются попарно.  Правда,  постепенно из  смежной    –  она становится перекрёстной – АБАБ.   Это, когда первая строка рифмуется с третьей, а  вторая  – с четвёртой.  Такой переход с одной рифмовки на другую  не оправдан.  

Чаще других -  Автором – используются  рифмы глагольные  и другие морфологические (рифмуются одни и те же части речи: глаголы с глаголами, сущ. с  сущ. и тд)  Над этим надо поработать, т.к. каждый пишущий стихи ищет свой стиль, свой почерк и призван  находить  свои рифмы. Скажу просто к слову, что  «высший пилотаж» сегодня   – это рифмы составные.  Составные рифмы - рифмы, в которых одно слово рифмуется с двумя. Например: «Где Вы – девы?" (В. Жуковский)  или же, когда рифмуются сразу несколько слов в строках между собой или  словосочетание одной строки – рифмуется  с одним словом в другой. Приведу пример из своего стихо-Творения: 

Всех защитить -  могла бы я. . .

Но оказалась  - слабою… (здесь могла бы я – рифмуется с одним словом – слабая)

Но это к слову. А мы вернёмся к нашему Автору:

Самые удачные рифмы у Автора:  узкоглаза – водолаза ( кр. прилагательное – сущ.), двадцать – улыбаться (числит. – глагол), длиннонога – недотрога (кр. прилаг. – сущ.), шестьдесят – бесенят (числит. – сущ.),  тихо – лихо( наречие – сущ.)  Это хорошо, что Автор пытается срифмовать разные части речи. Приветствую  интересные  авторские неологизмы – «никакушка» - как раз для такого стиля уместно!

А теперь я  попытаюсь вставить свои «Пять копеек»…Задача: Выровнять ритмику, сделать единую рифмовку, заменить бедные и заезженные рифмы по возможности и … самое  главное, изменяя, не изменить смысловую суть и не затмить самого автора, оставив стихи прежними -  простыми, светлыми и озорными, как они  им самим   задумывались.

 Т.е я сейчас продемонстрирую всем и Автору, как сама работаю над своими стихами. Как тщательно  прослушиваю мелодику, чтобы не было наслоения согласных звуков, чтобы рифмы были удачными. 

Вспоминаю своего наставника по рифмам Игоря Литвиненко, который тоже мне говорил лет шесть назад, когда мы познакомились на стихах РУ: «Ольга, умри, но выбери неодиозную, интересную, новую, красивую, неизбитую рифму!» И с тех пор я совсем ушла от глагольных рифм…Ищу новые рифмы, ищу  себя в стихах…  Свидетельство тому мои стихи. Милости прошу на мою страничку. 

Ну,  вот я  и закончила  работу по гравировке  «алмазика» нашего Автора. Чуть-чуть подкорректировала ритмику,  сделала так, чтобы была единая смежная рифма во всём творении автора и….теперь  стихи  звучат так:


Расскажу  вам  для начала,

Что я ростом подкачала.

Большегуба, узкоглаза,

А фигура – водолаза!


Надо мной сестра  шутила:

Не в лице, а в правде сила!

Я себе шептала тихо:

Ой, сестра, разбудишь лихо!


Ну и пусть я  «никакушка»,

Всем назло  я буду душкой,

Ну и пусть глаза, как блюдца.

Ну и пусть себе смеются…


Будет мне лет  эдак  двадцать,

Стану всем я улыбаться,

Заблещу во всей красе я,

Словно сказочная фея!


Буду  «цацой», недотрогой,

Пышногрудой, длинноногой,

Будут длинными ресницы,

Чтоб  ночами принцу сниться.


Эх, мечты,…да  толку мало…

Я красавицей не стала…

Не поможет даже смелость,

Сделать всё, что мне  хотелось.


Время лечит, годы мчатся.

В голове -  ещё  шестнадцать...

Выношу мозги -  не реже…

Бесенята  в …опе те же…


Молодушка-хохотушка!

Мне б на полную катушку

Веселиться, как и раньше,

Нет во мне ни капли фальши!


И   о возрасте ни слова…

Я в стихи уйти  готова!

Есть решение такое,

Чтоб оставить всех в покое…


Я думаю, что вы обратили внимание на рифмы:   «начала – подкачала» (сущ. – глагол), «шутила – сила» –( гл. – сущ.), составная рифма  – «красе я – фея» (два слова сущ.+ местоим. – с сущ. фея) итд итп. до самого конца, где  рифма «такое - в покое» (указ.м. – с сущ.) Что и требовалось доказать…

Надо сказать, что стихи Автора и до моей правки  были  довольно-таки приличными, их можно  было смело читать своим друзьям. Просто по желанию  самого Автора, я поиграла немного со строками, чтобы хотя бы  для всех на конкретном примере показать, как можно  возвращаться к написанному и править текст, подгоняя ритм, форму, содержание, мелодику, соединяя всё это в единое целое. 

Автору спасибо за смелость, за то, что есть желание творить. Ведь поэзия – это творчество, это вид искусства. И хорошо, когда,  несмотря на возраст, люди ищут себя и находят. Я однажды, работая тамадой на  свадьбе в Мариуполе (невеста русская, жених – француз,  приехал с родственниками из Франции) -   разговаривала с французами. У них люди, уходя на заслуженный отдых, только начинают жить,  разъезжать  по разным странам, путешествовать,  начинают рисовать картины, писать мемуары. Кстати, по-моему,  Фет состоялся,  как поэт уже  ближе к старости…  Его называли  поздним  романтиком.  Так что…Вперёд, дорогой Автор! Какие наши годы?

С вами была начинающая стареющая поэтесса – Ольга Заря.

Приходите ко мне в Бюро Добрых  Поэтических услуг! 

Оставляйте  в своих комментариях -  координаты – ссылки на свои стихи, с которыми вы были бы  не прочь поработать вместе со мной.  Конфиденциальность? Гарантирую! Разве что вы сами  захотите снять маску …

До новых встреч в Поэтической Мастерской. Жду новых заявок.



 Концепция сообщества vox.mens (переходим по ссылке)

Приглашаем авторов.

 Работы присылаются на почту voxmens8@gmail.com. Вам ответят наши редакторы.

 наши инвесторы (переходим по ссылке)

 приглашаем инвесторов (переходим по ссылке)

Общий чат сообщества: https://t.me/vox_mens

7
188.420 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (41)
Сортировать по:
Сначала старые