"Сыны Божьи" и "нефилимы": говорит ли Библия о пришельцах?
Кем были упомянутые в Книге Бытия «сыны божьи», которые должны были наплодить с земными женщинами гигантов – «нефилимов»? Продолжение их истории нам преподносит апокрифическая Книга Еноха, утверждая, что они были падшими ангелами, называвшимися «наблюдателями», которые спустились на Землю и начали учить человечество основам цивилизованной жизни. Сторонники теории о древних инопланетянах принимают это как стандартное доказательство того, что боги-благодетели пришли к нам с другой планеты.
Одной из многих головоломок Книги Бытия, первой и наиболее загадочной главы Торы и Ветхого Завета являются существа, называемые «сынами божьими», которые появились среди людей и породили поколение гигантов, именуемых в еврейской традиции «нефилимами» («павшими»). Кем были эти сверхлюди и их отцы? Этот вопрос исследователи Библии задают себе уже много веков. Самый главный и единственный Бог Элохим не может иметь детей. Как это возможно, что в самом начале священной книге иудаизма появилось что-то очень сильно похожее на явную ересь?
Согласно древним и современным интерпретаторам, «сыны божьии» («бене элохим») – это название детей Сета (третьего сына Адама и Евы). Однако, в Каббале – еврейской мистической и эзотерической традиции – они приравниваются к ангельским существам. В свою очередь, термин «нефилим» появляется в Ветхом Завете несколько раз, в том числе в Книге Чисел, где упоминаются Анакимы – потомки великанов, переживших потоп, которых израильтяне встретили на пути в Ханаан. Люди, наткнувшиеся на Анакимов, сообщая Моисею и Арону о них, уточнили, что они были так высоки, что евреи «были в их глазах, как саранча».
Откуда взялись эти пересказы? И сохранилось ли в еврейской традиции на тему «потомства Бога» что-то большее? Наум М.Сарна (ум.2005 г) – выдающийся библеист – считал, история сынов божьих была длиннее и, возможно, распространялась в устной версии. Не исключено, что их образ списан уже с Книги Еноха, которая рассказывает об ангелах, которые поселились среди людей, породив варварское племя нефилимов, разоривших впоследствии Землю. Но перед этим ангелы стали учителями и благодетелями человечества. Для сторонников теории о древних астронавтах это неопровержимое доказательство того, что цивилизация прилетела на нашу планету из космоса.
Деяния падших ангелов
Содержание Книги Енохи действительно напоминает историю о пришельцах со звезд. Но перед тем как перейти к ней, следует ознакомиться с некоторыми основными фактами. Упомянутая книга была составлена из различных текстов, относящихся к промежутку времени от IV века до н.э. до I века н.э. Она разделена на 5 частей, наиболее спорной из которых является первая и самая старая, называемая Книгой Наблюдателей. Она то и посвящена «сынам божьим».
В начале нашей эры Книга Еноха была довольно широко распространена, потому что знали о ней некоторые из Отцов Церкви (в том числе Клеменс Александрийский), но около IV она исчезла из библейского канона, и сегодня признается только Эфиопской Православной Церковью. Западная Европа вспомнила о книге только в конце XVIII века, когда из Эфиопии были привезены несколько экземпляров. Книга Еноха, однако, существовала и в версии старославянской, а в 1948 году несколько фрагментов были найдены среди знаменитых свитков Мертвого моря.
Книга рассказывает о деяниях и учениях Еноха – патриарха (прадеда Ноя), который согласно Бытию был «взят Богом» в возрасте 365 лет и с небесной перспективы наблюдал за тем, что происходит на Земле. На небесах он посетил также множество мест и узнал об истории падших ангелов, которые в арамейской версии называются «иирин» («ир»). Корень арамейского термина исходит из еврейского слова «бдение», поэтому этих существ и назвали «наблюдателями».
Шестая глава Книги Еноха, напоминает собой рассказ Книги Бытия о сынах божьих и их взаимоотношениях с человеческими дочерьми, более развивая эту тему. Текст указывает, что предводителем этих существ был некий Семияз, который с группой двухсот товарищей взошел на гору Хермон (ныне Сирия). Книга даже перечисляет имена десятников ангельской «армии», добавляя, что вскоре пришельцы стали обучать человечество основам наук и искусства. Но плоды взаимоотношений с земными женщинами стали проблемой. Нефилимы были ужасны и непослушны. «Они опустошили человеческие достижения, а когда люди не смогли их больше удерживать, они обратились против них и сожрали их(…). Затем гиганты стали есть друг друга и пить собственную кровь», - так говорит о них книга Еноха. Когда Бог разгневался на них, он направил против них архангелов и послал потоп, предупредив при этом Ноя. Падшие ангелы были наказаны (некоторые лично), а их потомство за пролитую кровь и несправедливость, совершенную на Земле, было уничтожено. С тех пор на Земле должен был воцариться покой.
Сторонники теории того, что на заре времен человечество посетили инопланетяне, считают, что Книга Еноха является идеальным отражением такого сценария. Хотя детали были утеряны где-то в тумане веков и, возможно, они были несколько преувеличены, в книге могут звучать отголоски реальных событий. Захария Ситчин (ум. 2010 г) – известный писатель, изучающий эту тему – очень вдохновился историей Семияза и его компании. Связав содержание книги с шумерскими мифами, он создал свою собственную версию истории, в которой важную роль сыграли Аннунаки – внеземные существа, которые около 450 тысяч лет назад впервые прибыли на Землю в поисках золота. Для этого им был нужна рабочая сила в виде человека, которого они создали с помощью генетических манипуляций на базе Homo erectus (человека прямоходящего). После того, как 13 тысяч лет назад Землей прокатился глобальный катаклизм (потоп), эти существа восстановили население и начали их цивилизовать. Очередная война между Аннунаками привела к бомбардировке Земли и их побегу на родную планету Нибиру.
Агбаль – ангелы шумеров
Хотя Ситчин в своих книгах слишком отпускает вожжи фантазии, вполне возможно, что у жителей Месопотамии была своя версия об ангелах и гигантах нефилим. Первых они называли абгаль. Это были мифические существа – учителя человечества и советники царей, которые впервые появились перед потопом. Первым из них был Адапа, известный из пересказа, оставленного жрецом Бероссосом (IV-III до н.э.) «Он учил человечество письму, наукам и искусству. Он показал, как создавать дома и храмы, творить законы и геометрию, сажать семена и увеличивать урожайность. Его учения были полными и не требовали дополнения», - так о нем говорит миф, добавляя, что это существо не было человеком и имело сходство с рыбой. Адапа согрешил против богов и отказался принять дар вечной жизни, что несколько напоминает историю библейского Адама (сходство имен, вероятно, тоже не случайно). В свою очередь, список абгалов, появившихся после потопа, содержит упоминания об очередных существах, которые тоже разозлили богов. У них также были дети с земными женщинами. Из-за этих совпадений ассириолог Анна Драффкорн Килмер предположила, что история о нефилимах и их отцах может происходить из Месопотамии.
Существует ли в мифах о небесных учителях хоть какое-то зерно истины? Если да, то кем они были? И кем были карающие их боги? Был ли Семияз командиром мятежной группы космических поселенцев, который нарушил принцип не вмешиваться в судьбу смиренных существ? Эти и другие странные и неоднозначные ссылки в Ветхом Завете ставят вопрос о том, не являются ли самые древние фрагменты хроникой контакта с развитой цивилизацией из космоса. С той, которая, поднимая облака дыма и огня, на глазах израильтян приземлилась на вершину горы Синай во «славу божию». Неудивительно, почему предшественники теории о древних инопланетянах: Матс Агрест, Иосиф Шликовский, Пол Мистраки и Захария Ситчин были признательны Моисею. Упоминания о посещениях инопланетян они нашли в самом начале священной книги их религии.