Арсенал фотографа-пейзажиста. Светофильтры влияющие на экспозицию
Всем привет! С вами Алексей Ворон @alexeyvoron и сегодня мы поговорим о светофильтрах, применяемых в пейзажной фотографии. Поехали!
При всём обилии программных фильтров в приложениях для обработки изображений в цифровой фотографии без светофильтров обойтись не всегда возможно. Даже программный градиентный фильтр не поможет вам скомпенсировать разность яркостей при достижении порога от 2 и более ступеней экспозиции.
Я применяю несколько фильтров (эти аксессуары считаю необходимыми и незаменимыми в пейзажной фотографии): поляризационный, нейтрально-серый и нейтрально-серый градиентный фильтр. Все эти фильтры оказывают влияние на экспозицию. Разберём по порядку, что это и зачем нужны все эти стекляшки.
Поляризационный фильтр.
Он входит в "джентельменский набор" любого фотографа-натуралиста. Работа этого фильтра специфична и связана в первую очередь с отражённым светом, то есть с бликами. При этом он бесполезен против отражений источников света на металлических поверхностях, а также не работает против солнца.
Этот фильтр не имеет аналогов среди цифровых фильтров и его невозможно сымитировать посредством графических редакторов. Он способен усилить фактуру облаков, сделать прозрачной поверхность воды, убрать блики с листвы и тем самым сделать цвет зелени более сочным. Само название фильтра говорит о том, что он отсекает поляризованный свет, то есть свет имеющий определённое направление колебания волн. Сильнее всего действие фильтра проявляется на небе, если смотреть на него под углом 90 градусов от направления солнечного света.
Работу фильтра можно представить на примере жалюзи. Створки не пропустят свет не совпадающий с их направлением (Рис.1), но не будут препятствовать прохождению светового потока имеющего такое же направление (Рис.2). Фильтр состоит из двух частей, фиксированной и свободно вращающейся. Поворачивая её, вы меняете направление этих створок и выбирая оптимальное их положение, чтобы отсечь ненужный свет. Чаще всего полярик снижает экспозицию на 1-2 стопа (шага экспозиции), при этом, в зависимости от положения фильтра варьируется и количество пропускаемого света. Для интереса можете посмотреть своими глазами как поляризационный фильтр "выключает" монитор вашего компьютера или ноутбука. Посмотрите через фильтр на монитор и вращайте его, в какой-то момент ваш монитор станет чёрным, потому, что ЖК-панели тоже излучают поляризованный свет и под определённым углом фильтр его отсечёт. Из этого следует, что недостаточно просто накрутить этот фильтр на объектив, его ещё нужно поворачивать, чтобы получить нужный эффект.
Нейтрально-серый фильтр (ND, Neutral Density Filter).
Этот фильтр имеет сплошную плотность по всей своей площади и создан для того, чтобы снизить интенсивность светового потока, то есть, другими словами, сделать темнее изображение. Благодаря этому оптическому элементу можно получить длинные выдержки при яркой освещённости. Также фильтр позволяет скомпенсировать экспозицию, когда требуется сделать снимок на открытой диафрагме, но диапазона светочувствительности и выдержек не хватает для того, чтобы получить правильно проэкспонированный кадр. Как правило, это требуется в художественных целях для получения красивого боке.
Без этого стекла вы не сможете получить такие кадры с "длинной" водой, как выше. Для такой съёмки я использую фильтр плотностью 1000ND, что в пересчёте на стопы даёт снижение экспозиции на 10 ступеней. Помимо фильтров с постоянной плотностью существуют переменные ND-светофильтры, в основе которых два взаимно перекрывающих друг друга поляризационных фильтрах. Однако они имеют существенный недостаток: на некоторых камерах они дают крестообразный рисунок с неравномерной плотностью по всей площади кадра. С моим Nikon D3s он не совместим. Второй их недостаток - высокая цена.
Градиентные светофильтры.
В том же Adobe CameraRaw есть программный аналог этого фильтра, однако, он не может восполнить потерянную информацию в светах. Чтобы получить ровно экспонированный кадр как раз и созданы градиентные фильтры.
Если присмотреться, то линейные градиенты можно увидеть повсеместно. Каждый переход между светом и тенью обычно имеет плавный характер. Так же и в ландшафтной фотографии, один большой градиент имеет место быть практически в любом сюжете. Переход от неба к земле по сути является градиентом. Сверху очень светло, а снизу темно. Разница между этими яркостями может составлять от 2 и более стопов. Адекватно передать такой сюжет для камеры является трудновыполнимой задачей. А с помощью градиентного фильтра плотность кадра по светам можно выровнять с плотностью в тенях.
В моём арсенале два линейных градиента плотностью в 0,6ND и 0,9ND, что соответствует 2 и 3 ступеням экспозиции. Такой перепад яркостей наиболее распространён и в большинстве сюжетов мне хватает этих двух фильтров.
Градиенты имеют несколько вариантов границ перехода: мягкую (Soft), умеренную (Medium) и жёсткую (Hard). Чаще всего в продаже представлены фильтры с мягкой и жёсткой границами. Стёкла с мягкой границей (более размытой) подходят для сюжетов с неявной линией горизонта и подходят для съёмок в местностях с неровным ландшафтом. Фильтры с жёсткой границей применимы в сюжетах с чёткой линией горизонта, например, морской пейзаж. Мягкие фильтры в какой-то степени более универсальны, при съёмке с широкоугольной оптикой.
Как же выглядит работа градиентного фильтра? Схематично это выглядит следующим образом.
Ваш сюжет имеет неоднородную яркость, где сверху самые светлые участки, а снизу самые тёмные. По факту это один большой градиент, который станет очевидным, стоит только перевести изображение в монохром и размыть по Гауссу. Наша камера в основном фиксирует отражённый свет, поэтому на схеме от сюжета стрелками обозначен световой поток, сила которого, тем больше, чем ярче тот или иной участок снимаемой сцены. Перед объективом мы ставим соответствующий градиентный фильтр, тем самым снижая интенсивность светового потока в его светлой части и пропуская большую часть в тёмной, таким образом мы получаем равномерно экспонированный кадр. Далее результат работы двух фильтров.
Этот снимок сделан с применением поляризационного и градиентного фильтров. Чтобы показать прозрачность воды мне нужно было убрать отражение с её поверхности, это было достигнуто с помощью полярика. За счёт его работы, по и без того тёмному переднему плану (по сравнению с небом и горами), света стало гораздо меньше (отсечение отражённого света). Для компенсации экспозиции по светам, чтобы не получить пробой по заснеженным горам, я применил нейтрально-серый градиентный фильтр плотностью 0,9ND, что в пересчёте на стопы дало компенсацию в три ступени экспозиции.
А это яркостное представление предыдущего снимка. Как я и говорил, яркости падают от верха к низу. При этом на переднем плане отчётливо видна тёмная область, на которую воздействовал поляризационный светофильтр. Это отсутствующее отражение неба на поверхности воды. Этого эффекта вы не достигнете компьютерной обработкой, только с применением светофильтров непосредственно при съёмке.
Конструктивно, градиентные фильтры бывают двух типов:
Круглые, как на фото выше, имеют границу перехода точно по середине и их невозможно сместить выше или ниже. Это уменьшает их функциональность и широкого применения такие фильтры в пейзажной фотографии не находят.
Прямоугольные или квадратные градиенты. Профессиональные пейзажисты чаще всего используют пластины формата 100х150мм. Они позволяют переместить линию горизонта выше или ниже, не меняя композицию кадра.
Теперь, что касается конкретных брендов. Ведущий производитель градиентных фильтров на рынке - фирма Lee, имеющая немалый ассортимент нейтрально-серых и цветных градиентов, а также систем крепления. Цена на их продукцию довольно высока, но и фильтры сами по себе очень качественные. Для новичков у Lee имеются наборы фильтров по приемлемым ценам, называются StarterKit.
Не так давно мне попалась в руки новая система от Formatt Hitech. Очень достойный продукт, с интересными предложениями в виде наборов, куда входят несколько колец для различных диаметров резьбы под фильтр, поляризационный фильтр и несколько фильтров. Цена на уровне Lee, но техническая реализация мне очень приглянулась. Поляризационный фильтр можно вращать с помощью колёсика специально предусмотренного в держателе градиентов. Очень удобная система, как мне показалось. Думаю, стоит взять на тест систему и сделать обзор данного набора.
На сегодня всё. Желаю вам побольше шедевров и да пребудет с вами светосила!
Ваш, Алексей Ворон @alexeyvoron.
P.S. В статье использованы фотографии с сайтов https://www.bhphotovideo.com и http://www.ligafoto.ru и принадлежат их авторам
Подписывайтесь на фото сообщество @photoclub и подключайтесь к кураторскому паровозу, который поддерживает качественный фотоконтент.
Наш чат в телеграм: @photoclubgolos.