Фотография для начинающих: съемка со штативом.
Всем привет! С вами я, @neo, и сегодня мы поговорим о том, для чего нужен штатив, как его выбрать и в каких случаях можно обойтись без него. Как обычно, я буду опираться на свой опыт. Поехали!
Итак, для чего вообще нужен штатив? Для того, чтобы зафиксировать камеру неподвижно в течение времени, когда открыт затвор. Для чего это нужно и где это может понадобиться? Основная задача - избежать смаза изображения из-за движения камеры и объектива в течение времени экспозиции. Тут вариантов много, самый типичный - это когда требуется большая выдержка, например, во время съемки при недостаточном освещении. Кстати, как понять, что время экспозиции слишком велико для съемки с рук? Очень просто. Существует эмпирическое правило, которое звучит так: выдержка должна быть меньше величины, обратной половине фокусного расстояния. То есть, например, если съемка ведется с объективом с фокусным расстоянием 100 мм, то выдержка не должна быть больше чем 1/(100/2)=1/50 секунды. Поэтому другой распространенный вариант использования штатива - это съемка с телеобъективами, когда даже во время короткой выдержки невозможно удержать камеру неподвижной. Также существует множество специфических задач, таких как съемка тайм-лапс роликов, треков звезд, съемка видео и прочего.
Чем можно заменить штатив? Чтобы было настолько же удобно и гибко в настройке - то ничем. В настоящее время эти конструкции представляют собой легкие и очень прочные устройства, удобные в эксплуатации. Однако, часто случаются непредвиденные ситуации, когда штатива с собой нет, а кадр, напротив, есть. На помощь придут любые неподвижные объекты, которые есть вокруг: камень, перила, стол или стул, капот машины и прочее. А на пляже можно наполнить пакет песком и располагать камеру уже на нем, причем такой способ допускает удобное позиционирование камеры в некоторых пределах.
Как же выбрать штатив? Итак, конструкция любого штатива является компромиссом между четырьмя параметрами: собственным весом, массой нагрузки, максимальной высотой и длиной в сложенном состоянии. Причем вопрос цены мы пока опустим. При этом количество секций в опорах является следствием минимального размера, а собственный вес и масса нагрузки напрямую связаны с материалом, из которого изготовлена конструкция. Стоит отметить, что мы будем рассматривать штативы средней ценовой категории, как наиболее оптимальные. А сейчас мы детально рассмотрим основные конструкционные особенности моделей и узнаем, на что следует обратить внимание при выборе.
Стоит отметить, что за время существования фотографии количество конструкций и материалов было достаточно велико. Среди используемых по сей день можно найти дерево и стальные сплавы, однако в рассматриваемой категории основных материалов два: это сплавы алюминия и карбон. Алюминиевые штативы всегда дешевле, чем карбоновые. Учитывая, что диапазон цен велик, среди металлических конструкций можно найти как довольно хлипкие образцы, так и весьма прочные, причем зависимость качества от цены здесь практически линейная: чем дороже - тем лучше. Стоит отметить, что среди алюминиевых штативов часто встречаются очень хорошие модели.
Штативы из карбона заметно лучше по параметрам, в частности, их собственный вес меньше, чем у алюминиевых моделей, а допустимая нагрузка и общая жесткости и устойчивость конструкции - больше. Однако, стоят такие модели дороже.
Стоит отметить, что карбоновые модели незаменимы там, где каждый грамм веса багажа на счету, поэтому они отлично подойдут походникам и альпинистам. Кроме того, для тяжелых камер тоже лучше брать именно карбоновые модели. Во всех остальных случая я бы рекомендовал обратить внимание на алюминиевые штативы. Причем для студийной съемки многие специально предпочитают штатив потяжелее.
Почти все производители в стремлении сократить длину штатива в сложенном состоянии, увеличивают количество выдвижных секций опор. Это решение приводит к снижению общей жесткости, так как самые нижние секции приходится делать слишком тонкими. Оптимальная конструкция обычно содержит 3-4 секции, что обеспечивает отличную устойчивость и не занимает много места в сложенном состоянии.
Замки, фиксирующие секции, бывают, как правило, двух типов: эксцентриковые (защелки)
и цанговые
Первые считаются менее надежными в процессе эксплуатации при низких температурах, а вторые - не не столь быстрыми. Однако, как показала практика, разница по времени для развертывания двух систем минимальна.
Чаще всего центральная штанга штатива может регулироваться только по высоте, однако, некоторые штативы оснащены специальным узлом, который позволяет переворачивать опору перпендикулярно оси, чтобы направить камеру вертикально вниз. Эта особенность часто бывает нужна в процессе фуд-съемки или предметной фотографии.
Как правило, в этом сегменте используются головки двух типов: шаровые
и 3D-головки.
Первые можно одновременно регулировать в двух плоскостях, а вторые - только по очереди: сначала наклон вдоль, потом поперек. Считается, что первые позволяют быстрее выставить камеру, однако, на практике все определяется, скорее, привычкой. Иногда регулировать плоскости наклона раздельно бывает очень удобно. Одно можно сказать точно: шаровые головки заметно меньше.
Кроме того, существует такая разновидность шаровых головок, как курковые. Для изменения положения камеры следует нажать на кнопку, а после - отпустить.
Также на рынке есть специальные панорамные головки, которые предназначены для вращения объектива вокруг нодальной точки. Они предназначены для съемки многорядных панорам, которые потом собираются в специализированных программах.
Все штативные головки оснащены специальными быстросъемными площадками, которые монтируются к камере и позволяют оперативно зафиксировать фотоаппарат на штативе. Но форматы этих площадок у различных производителей могут заметно различаться. Тем не менее, многие разработчики поддерживают международный открытый стандарт Arca Swiss, который весьма удобен в работе, ведь площадка зажимается по всей длине и надежно фиксируется. А найти запасные части сегодня очень простого, поскольку они широко представлены в китайских интернет-магазинах по очень демократичным ценам.
От чего отталкиваться при выборе штатива? В первую очередь следует определить суммарную массу фотоаппарата и объектива. Эти данные, можно найти на официальных сайта производителей. Затем стоит прибавить около 30% запаса и получить нижний предел нагрузочной способности. Далее, следует определить насколько критична собственная масса и габариты штатива, учесть количество секций в опорах и поддержку стандарта Arca Swiss, после чего можно определяться с моделью, исходя из собственных финансовых возможностей.
На что стоит обратить внимание при покупке? Перед покупкой следует тщательно осмотреть штатив: не должно быть повреждений конструкции и лакокрасочного покрытия. Опоры должны раскладываться плавно, а головка - фиксироваться четко. Далее, следует разложить штатив и попробовать нагрузить его рукой, а также покачать в разные стороны. При этом конструкция должна быть устойчива.
На этом на сегодня все. С вами был @neo. Удачных кадров!
P.S. Все иллюстрации в статье были взяты на сайте http://www.benro.com, принадлежат соответствующим авторам и предназначены исключительно для иллюстрирования.
Список предыдущих постов:
Фотография для начинающих : экспозиция, диафрагма, выдержка
Фотография для начинающих: режимы съёмки
Фотография для начинающих: параметры оптики
Фотография для начинающих: преимущества формата RAW
Фотография для начинающих: выбор оптики для различных задач
Фотография для начинающих: ошибки новичков
Фотография для начинающих: ошибки новичков, часть 2
Фотография для начинающих: размышления про апгрейд аппаратуры.
Фотография для начинающих: выбор бюджетного импульсного света.
Подписывайтесь на фото сообщество @photoclub и подключайтесь к кураторскому паровозу, который поддерживает качественный фотоконтент.
Наш чат в телеграм: @photoclubgolos.