Русские цари. Иван IV Васильевич Грозный
Имя царя Ивана Грозного для всех современников является символом истории России 16 века. Временем, когда из разрозненных северо - восточных земель, формировалось единое московское государство. Иван Васильевич приложил все усилия для того, что бы сформировать ту форму правления, вольного самодержавства, которую чситал единственно правильной для России того времени. И надо сказать, что это ему практически удалось. Другое дело, что до сих пор не утихают споры о том, на сколько его правление было полезным для России, одни считают его именем России, другие же предлагают причислить его к лику святых, а третьи считают, выбранный им путь – губительным.
Иван был долгожданным сыном великого князя Василия 3, его отец, ради появления наследника со скандалом развелся с женой. Женился на дочери литовского князя Михаила Клинского, Елене и даже сбрил бороду, что бы ей понравится. От этого брака и родился 25 августа 1530 года будущий Иван Грозный.
В его жилах смешалась кровь Рюриковичей, последней византийской династии палеологов по отцу, татарских ханов и сербских деспотов по матери. Иван гордился своим происхождением, и с известным основаниям сообщал иноземцам, что он не является русским.
Но детство у царского отпрыска было не радостным. В 1533 году умер его отец, а в 1538 году и мать. Как показали не давние исследования, кости и рыжие волосы царицы содержали большое количество соли и ртути. Скорей всего первая в нашей истории женщина правительница была отравлена. Мальчик стал формальным главой государства, но возле его трона немедленно столкнулись в борьбе за власть несколько боярских группировок. Юного государя особо не стеснялись. Так, великий князь получил первые уроки придворной политики. Но в развлечениях его не стесняли. С компанией друзей и сверстников, он как очень даже трудный подросток, мчался по улицам столицы сбивая с ног зазевавшихся прохожих. А на приеме в Кремле мог пошутить, подпалить свечей чью ни будь бороду.
В феврале 1547 года его родственники организовали с помощью митрополита Макария венчание Ивана на царство. Но и после этого акта, царь оставался игрушкой в руках бояр. Пока летом того же года не вспыхнуло восстание в столице, после страшного пожара. Дядя царя, боярин Юрий Глинский, был убит на площади перед Успенским собором, а юный Иван, впервые столкнулся со стихией народного мятежа. Восставшие с оружием в руках, явились в его дворец на Воробьевых горах, требуя на расправу изменых бояр. После потрясения 1547 года к власти пришли новые люди, дворянин Алексей Адашев, дьяк посольского приказа Иван Висковатый и священник Сильвестр. Это правительство сумело прекратить борьбу придворных группировок и провело целый ряд реформ.
В сфере государственного устройства, рядом с органами центральной власти, появилось и выбранное представительство в центре и на местах. В середине 16 века страна переживала экономический подъем. Появилось до 40 новых городов, молодая держава вела активную внешнюю политику. После трех походов, в 15470-52 годах, было присоединено казанское ханство, а в 1554 – 56 годах – астраханское и Волга стала великой российской рекой. Именно после этого, в глазах простых людей, Иван Васильевич стал настоящим царем.
В 1553 году были установлены торговые и дипломатические отношения с Англией. В начале Ливонской войны был разгромлен Ливонский орден в Прибалтике и Россия в первые получила настоящий порт на Балтийском море. Все эти действия осуществлялись именем царя, но степень его личного участия а тем более руководства нам не известно. Сам Иван позднее не раз упрекал бывших советников в самоуправстве.
Но не стояло ли за царской обидой осознание собственной не компетентности в сравнении с более опытными в делах управления и войны, помощниками. Скорее всего в то время, царь являлся председателем своего правительства, но вынужден был считаться с мнением окружающих его людей. Они же, создавая державу, внушали молодому государю, что он есть единственный на свете повелитель великого православного московского царства и ведет свой род от римского императора Августа. Его предки получили регалии императорской власти из самого Константинополя, так рождалась официальная идеология российского государства. Иван твердо усвоил убеждение, что неограниченная власть государя есть наилучшая форма правления.
В России не было ограничивавших власть государя законов, но как в любом средневековом обществе, отношение власти и подданных, определялись не писанными нормами и традициями. Так, например, нельзя было просто отрубить голову заслуженному боярину без предъявления обвинения и суда думы, а с мнением бояр приходилось считаться.
В 1549 году, царь Иван, собирался разорвать перемирие с Литвой, за не признание его царского титула, но не решился, из - за протеста бояр, ссылавшиеся на не урегулированные отношения с Крымом и Казанью и не возможность войны на три фронта. Перелом в отношении царя со своими советниками настал на рубеже 50 – 60 годов 16 века. Сказались и расхождения во взглядах на продолжение Ливонской войны, и смерть доброй царицы Анастасии и видимо просто возраст. 30 летний царь уже чувствовал себя готовым к самостоятельному правлению. Ответственность за военные поражения царь возлагал на нерадивых слуг. В начале 60 годов 16 века, царь отстранил от власти прежнее правительство и казнил несколько видных бояр. Репрессии вызвали протест думы и митрополита и Иван временно должен был отступить. Но он нашел выход, в декабре 1564 года, царь вместе с ближайшими советниками, семьей и казной отбыл в Александрову слободу и от туда прислал две грамоты. Бояр и чиновников, приказных людей, он обвинял в расхищении казны и измене. И заявлял, что по этой причине оставил свое государство.
Говоря современным языком, государь царь и великий князь всея Руси, подал в отставку с поста главы Российского государства. Ситуация в принципе приемлемая для современного человека, вспомним хотя бы уход в отставку первого президента Российской федерации, Ельцина, была абсолютно не мыслима для людей 16 века. Чем повергла тогдашнее население в великое недоумение. Правда, в своем открытом письме москвичам, Иван Васильевич писал о том, что не держит гнева и зла на московских людей, все его обиды лишь на московских бояр, которые не позволяют ему правильно править страной. Конечно, это письмо по - родило большое желание у народа Москвы истребить изменников. Знати не оставалось ничего кроме как просить царя вернутся, чем он конечно же воспользовался, правда поставил собственные условия – введение опричнин. Теперь он получал право казнить изменников, конфисковать их имущество. В стране вводилось чрезвычайное положение с отменой всяких норм и традиций, а единственным источником права становилась воля царя. Страну и столицу царь разделил на две части, земщину и опричнину, где были созданы своя боярская дума, свои приказы, свое опричное войско.
Таким образом, царь раскалывал армию, приказной аппарат, думу и даже церковь, что бы привлечь часть их на свою сторону. Для того что бы закрепить раскол, Иван в опричных уездах отнимал у местных землевладельцев вотчины, которые шли в раздачу опричникам. Десятки и сотни бывших владельцев выселялись в иные города, где получали поместья. Государь не противопоставлял бедных, но честных дворян изменникам боярам. Опричные казни были направлены не только против знати, но и против всех, кто выражал не довольство политикой царя. Так, уже в 1566 году, царь казнил членов земского собора, выступивших против репрессий.