Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-zarubezhje
5 лет назад
русскоезарубежье

[История жизни и творчества] Мариус Петипа

11 марта у Мариуса Петипа, легендарного французского и российского балетмейстера, солиста балета и педагога, исполняется 202 годовщина дня рождения.


**

Мариус Петипа – легендарная и гениальная личность в истории российской, но и мировой хореографии. Выдающийся балетмейстер, поставивший более 60 балетов, являющиеся образцами хореографического искусства. Благодаря неутомимой творческой работе Мариуса Петипа русский балет был признан лучшим в мире, а Мариинский театр и в нынешнее время называют «домом Петипа».

Мириус Иванович Петипа /Marius Petipa, полное имя Виктор Мариус Альфонс, родился 11 марта 1818 г. в Марселе в артистической семье французского балетмейстера марсельского оперного театра Жана-Антуана Петипа и итальянской актрисы драмы Виктории Морель-Грассо. Вскоре семья переехала в Бельгию после роспуска марсельской балетной труппы, где Жан Антуан служил в Королевском театре «Ла Монне» Брюсселя и впоследствии руководил балетной труппой. При театре он организовал школу танца, где учились 2 его сына Люсьен и Мариус, а Мариус постигал там же искусство игры на скрипке.

Через 2 года занятий имя Мариуса появилось на театральной афише в спектакле «Танцемания», но после революции 1830г. в Бельгии театр закрылся, семья на несколько лет оказалось в бедственном положении. Отец давал частные уроки, а мальчики зарабатывали деньги перепиской нотных текстов.

В итоге семья была вынуждена вернуться во Францию в Бордо, где старший Петипа получил место балетмейстера. А Мариус уже в 16 лет он был приглашён в качестве солиста и балетмейстера в театр Нанта. Но после полученной травмы ноги, поправив здоровье, Мариус вместе с отцом отправился в США.

Гастрольный тур по США оказался недолгим, импресарио оказался человеком непорядочным. Поначалу он затягивал с выплатами за спектакли и в конечном итоге обманул с гонораром. Вернувшись в Париж, Мариус не имея никаких приглашений, 2 месяца брал уроки у выдающегося хореографа Жана Огюста Вестриса.

После стажировки у маэстро Петипа принял участие в спектакле вместе со знаменитой балериной Карлоттой Гризи, а в 1838 г. он получил ангажемент в лучшем театре города Бордо. Мариус успешно выступал в Королевском театре Мадрида, но из-за любовных похождений покинул Испанию и вернулся в Париж, где он вместе с братом стал завоёвывать сцену Парижской оперы.

Так продолжалось до получения Мариусом послания из Санкт-Петербурга с просьбой заменить танцовщика Э.Гредлю. В мае 1847 г. в жизни Мариуса Петипа начался важный период, связанный с Россией. Дирекция императорских театров встретила французского танцовщика радушно, уму дали время для освоения. Его дебют в балете «Пахита» стал настолько успешным, что присутствовавший на спектакле император Николай I, по достоинству оценив талант французского танцора, прислал ему ценный подарок.

В конце 1го сезона Мариус исполнил ведущую партию в балете «Влюбленный дьявол», поставленном вместе со своим отцом, преподавателем танцев в Имперской Балетной школе. Жан-Антуан Петипа проработал в ней до самой смерти в 1855 г. В следующих сезонах репертуар М.Петипа стремительно увеличивался, он блистательно танцевал в «Пери», «Жизели», «Эсмеральде», «Фаусте», «Корсаре», поставленных французским балетмейстером Ж.Перро. В России Мариусу очень нравилось и у француза даже возникло желание остаться в этой страной на всю жизнь.

В 1854 г. 36-летний Петипа обвенчался с балериной Марией Суровщиковой, а через год помимо танцевальной деятельности в театре, он стал преподавать в Петербургском театральном училище. Спустя некоторое время Мариус начинает активно заниматься сочинением хореографии к одноактным спектаклям, в которых главные партии танцевала его супруга, а в 1862 году директор театра обратился к Петипа с просьбой за короткий срок сочинить хореографию к большому спектаклю.

В творческом содружестве с композитором Ц.Пуни Мариус подготовил постановку балета «Дочь фараона», который имел ошеломляющий успех и обеспечил Петипа назначение на должность балетмейстера. В то время Петипа совмещал две должности, сочиняя хореографию к новым спектаклям и исполняя ведущие партии в них. В 1869 г.

Мариус Жанович, а позднее уже Иванович был назначен главным балетмейстером театра. Особый расцвет творчества Петипа начался с назначения на должность директора императорских театров Ивана Всеволожского.

Именно в эти 18 лет, балетмейстером были созданы его самые выдающиеся балетные шедевры. Верное служение российскому искусству в результате привело к тому, что в 1894 г. 76-летний французский балетмейстер получил российское гражданство. Но с 1901 г. для М.Петипа настали тяжёлые времена после назначения директором императорских театров Теляковского, который стал всячески препятствовать работе балетмейстера, находящегося даже под покровительством безвольного императора Николая II. Несмотря на царскую протекцию, Теляковскому в 1903г. всё же удалось уволить 85-летнего Петипа с должности главного балетмейстера имперского театра.

Дело дошло до инсульта у Петипа на нервной почве. Врачи порекомендовали ему отойти от дел и серьёзно заняться своим здоровьем. В 1907 году Петипа со своим семейством переехал в крымский Гурзуф, где прожил три года и ушёл из жизни в 14 июля 1910 г. в возрасте 92 лет.

Мариуса Петипа похоронили в Петербурге на Волковском кладбище, а в 1948 г. его останки были перенесены в Некрополь Александро-Невской лавры. На здании одной из старейших мировых балетных школ им. Вагановой установлена мемориальная доска в память о выдающемся хореографе.

В знак признания его заслуг М.Петипа неоднократно был отмечен государственными наградами Российской империи, включая 5 медалей «За усердие» и 3 ордена святых «Владимира», «Анны» и «Станислава». Кроме этого, знаменитый балетмейстер был удостоен орденов: французского - «Академических пальм», испанского - «Изабеллы Католички», румынского - «Короны», персидского - «Льва и Солнца».

К наиболее знаменитым балетам Петипа, которые считаются образцами хореографического искусства относятся «Пахита», «Царь Кандавл», «Дон-Кихот», «Баядерка», «Кипрская статуя», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Талисман», «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Синяя борода», «Раймонда», «Волшебное зеркало».

В личной жизни Мариус Петипа был довольно знаменит его несколькими романтическими похождениями в Испании и Франции. До первого официального брака с балериной Марией Суровщиковой у Петипа были гражданские отношения с актрисами театра и рождение внебрачных сына и дочери.

После женитьбы в 36 лет балерина Суровщикова родила также дочь Марию и сына Ивана. Но их брак не был счастливым по причине их несговорчивых характером, их совместная жизнь стала невозможной, и они в итоге разъехались, но без развода, который был в те времена весьма проблематичным.

Второй женой Петипа была тоже балерина Любовь Савицкая, дочь друга балетмейстера и драматического артиста Л.Леонидова. Их гражданский брак начался в 1873 г., когда М. Петипа было уже 55 лет, а его невесте всего лишь 19 лет. Но несмотря на большую разницу в возрасте, их союз получился очень счастливым. В 1882 г. после смерти 1ой жены Мариус и Люба обвенчались.

К этому моменту у Петипа было уже 4 детей – три дочери: Надежда, Евгения, Любовь и сын Виктор. Затем семья пополнилась сыном Марием (1884) и дочерью Вера (1885). Согласно семейным традициям Мариус Иванович своих детей тоже заставлял заниматься хореографией. Но самая способная дочь Евгения рано ушла из жизни из-за саркомы. Остальные дочери М.Петипа связали свою судьбу с Мариинским театром, а 4 сына посвятили себя драматической сцене.

Привожу фрагменты из наиболее известных балетов в постановке М.Петипа:







русскоезарубежьемузыкажизньтворчествофранция
25
712.073 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые