Эффект Тетриса
Чем больше времени мы посвящаем чему-то, тем больше это влияет на то, как мы видим мир. Деятельность обуславливает и изменяет наше мышление. В некоторых случаях это воздействие становится очень ощутимым, в психологии даже существует название для этого эффекта – эффект Тетриса.
Эффект Тетриса заимствовал свое название у известной игры-головоломки, где игроку необходимо на игровом поле размещать различные формы, образованные четырьмя кубиками – тетрамино, так, чтобы между ними не было пробелов. Это одна из самых известных и популярных видеоигр и в свое время люди всех возрастов посвятили ей сотни часов. По некоторым исследованиям – это могло повлиять на их умы.
Что такое эффект Тетриса?
Тетрис с позиций науки – одна из самых изученных видеоигр в истории. С помощью нее ученые предпринимали попытки лучше изучить типы памяти, особенности внимания и обработки информации. Но, несомненно, одним из наиболее интересных наблюдаемых эффектов является то, как при длительной игре Тетрис воздействует на восприятие мира.
Так, исследования показали, что игра в течение продолжительного времени может изменить мысли, умственные образы и мечты. Объектом наблюдения стали люди, которые посвятили изрядное время этому занятию. В конце эксперимента многие из участников воспринимали мир аналогично видеоигре. Они с позиций игры оценивали расположение объектов в реальности, искали способы упорядочить полки в супермаркете, рассуждали о том, как будут сочетаться различные здания, собранные вместе. Часть респондентов даже испытывали нечто вроде галлюцинаций – наблюдали мнимые формы, падающие с неба, некоторым из них Тетрис снился. Правда, ни один из этих симптомов не вызвал никаких проблем у пострадавших. А вот исследователи задались вопросом – как простая игра может изменить наше восприятие.
Почему это происходит?
Для некоторых психологов эффект Тетриса – отголоски простой привычки. Игроки, посвящая много часов игре, ассоциативно связывают с ней и многое другое. В таком случае это не что иное, как особый тип процедурной памяти.
С другой стороны, в исследованиях с использованием МРТ для сканирования мозга, было установлено, что Тетрис оказывает прямое влияние на его структуру. К примеру, эксперимент, проведенный в 1994 году Окагаки и Френшем, показал, что после 12 сеансов 30-минутной игры мозговое серое вещество становится более плотным.
О чем это позволяет судить? Серое вещество напрямую связано с интеллектом и когнитивной гибкостью. Соответственно, было сделано заключение, что игра в Тетрис может стимулировать мозг.
Но более поздние исследования показали, что со временем мозг привыкает к нагрузке и начинает выполнять рутинную деятельность на автомате. Так что то, как мы мыслим и воспринимаем мир, с помощью одной лишь игры радикально изменить нельзя. Существует множество процессов, воздействующих на то, как мы обрабатываем информацию. Сборка кубика Рубика на полной скорости, продвинутый уровень изучения математики, знание языков программирования, да и любой новый опыт изменяют наше восприятие и мышление.
Открытие этого эффекта дает нам много интересной пищи для размышления и дальнейших поисков. Однозначно можно сказать одно - компьютерные игры всё больше и больше используются для развития определенных качеств мозга уже сегодня, а в будущем эффективность подобного развития и обучения будет только расти.