Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
d0z4t0r
5 лет назад

Фестиваль «Музыки Голоса»: музыкальный фильм — The Wiz (1978)

Источник изображения — "Кинопоиск»

Сейчас про этот фильм вспоминают только потому, что там когда-то (41 год назад!) снялся сам Майкл Джексон на пару с Дайаной Росс. Но как же так получилось, что этот музыкальный блокбастер, в который было вбухано столько сил и средств (бюджет картины — 24 миллиона — сопоставим со «Звёздными войнами»), провалился в прокате, едва ли окупив половину затрат? Бродвейский мюзикл, лёгший в основу картины (некоторые актёры как раз перекочевали оттуда в фильм) был вполне успешен. Фирма Motown не пожалела денег на выкуп авторских прав на книгу Фрэнка Баума (кстати, кто её читал? Или все знакомы только с адаптацией Волкова?) и ангажировала в картину всех своих звёзд.

Размах постановки впечатляет: 650 танцоров только в одной сцене, 1200 костюмов, около четырёхсот членов съёмочной группы, полномасштабные декорации (павильоны Всемирной выставки 1964 года и комплекс зданий ВТЦ) — всё, как в классических голливудских ревю сороковых годов, отличавшихся любовью к гигантомании. Первоначально съёмки поручили Джону Бэдхему, но тот был против кандидатуры Дайаны Росс — в свои 34 она никак не походила на юную Дороти. Но руководство Motown не могло расстаться со своей главной звездой, поэтому был найден более покладистый постановщик — заслуженный Сидни Люмет. Его новаторский подход, среди прочего, предполагал отсутствие каких либо параллелей с с классической постановкой 1939 года с великолепной Джуди Гарланд (хотя одна шутка всё же перекочевала в новую постановку — когда серебряные туфельки Эвермины, Злой ведьмы Востока, перелетают на ножки Дороти, её ступни сворачиваются в трубочку ☺)

Майкл Джексон, которому досталась роль Пугала, ещё не обрёл мировую славу — пока что он был известен как один из «Пятёрки Джексонов». Что интересно, и Сидней Люмет, и Куинси Джонс (музыкальный продюсер и автор нескольких композиций фильма) были поначалу весьма скептически настроены по отношению к актёрским способностям Майкла. Но тот долгое время посвятил просмотру видеозаписей из жизни газелей и пантер, чтобы научиться особо грациозным движениям — «нечеловеческая» пластика Джексона стала одним из украшений фильма. Ещё одна звезда — комик Ричард Прайор, ему досталась роль политика-неудачника из Нью-Джерси, волею судьбы заброшенного в Оз и ставшим Волшебником (тем самым “Визом“, что красуется в заглавии картины).

Так в чём же причина провала? И ладно, если бы это касалось только самого фильма — это было бы ещё полбеды. Но после разгромных отзывов Дайана Росс отказалась от дальнейшей кинокарьеры, да и Майкл Джексон тоже, хотя к нему критика была более благосклонна. Фирма же Motown отказалась от производства фильмов вообще. Теперь же об этом не принято говорить, но сделать блокбастер с полностью чёрным актёрским составом было ошибкой. Да-да, среди сотен актёров в фильме нет ни одного белого! (Нет, Лена Хорн (свекровь Сиднея Люмета!), исполнительница роли Глинды, Доброй ведьмы Юга, тоже из "цветных", хотя и кажется "белой"). Кто сказал «расизм»? Нет, это всего лишь пример жанра blaxploitation — то есть фильм, рассчитанный на чёрную городскую аудиторию (неспроста в "Визе" присутствуют гетто). Но, похоже, создатели фильма забыли, что негритянское население Америки составляет лишь десятую часть популяции и большую кассу обеспечить никак не может (да и платёжеспособность его сомнительна). С тех пор фильмы blаxploitation резко сошли на "нет", вернувшись позднее ранними комедиями с Эдди Мэрфи, боевиками с Карлом Уизерсом и социальными драмами Спайка Ли.

Но этническая направленность ленты не единственный её недостаток — фильм получился очень неровный. Он слишком странный и непонятный для детей, но слишком наивный для взрослых (особенно это касается игры Дайаны Росс, хотя танцует и двигается она на зависть более юным конкуренткам). Семейного кино не получилось — откуда там байкеры и проститутки?! И отдельных нелестных слов заслуживает музыкальная составляющая постановки (это же киномюзикл, вы не забыли?) В фильме нет явных хитов или хотя бы просто запоминающихся мелодий (в фильме 1939 года была хотя бы Over the Rainbow) — ну, разве что Ease On Down The Road («Полегче на дороге»), и то только потому, что она звучит в картине несколько раз.

Но всё же, коммерческий провал картины не умаляет её достоинств. Да, сейчас уже трудно судить, как эта картина воспринималась сорок лет назад, сейчас же она стала памятником эпохе семидесятых, образцом стиля. Ну и конечно, можно посмотреть, с чего начинал Майкл Джексон (тогда ещё полностью чёрный). И ведь именно на этом фильме Майкл познакомился и подружился с Куинси Джонсом, результатом чего стал выход самых знаменитых альбомов Джексона: Off the Wall, Thriller и Bad. Кстати, Джонс, хоть и не указан в титрах, в ”Визе" присутствует — он играет пианиста за пятидесятифутовым роялем в сцене Emerald City Sequence, примерно на восьмидесятой минуте фильма.

Конкурс фестиваля — здесь

0
30.815 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (16)
Сортировать по:
Сначала старые