Цвет против черно-белого изображения
Перед тем, как делать снимок, лучше заранее определить будет ли съемка производиться в цвете или же предпочтительней провести ее в черно-белом варианте.
Конечно, любой цветной снимок можно сделать черно-белым в последующей обработке (и наоборот, но немного сложнее). Но отличительной чертой подхода профессионального фотографа является четкое понимание цветовой палитры будущего снимка еще на этапе съемки.
В этой статье я приведу вам особенности обоих вариантов, которые могут позволить сделать правильные акценты в вашем снимке.
Основное отличие черно-белых фото это их редуктивная простота.
Именно поэтому художники начинают обучение с черно-белой палитры, которая значительно проще, потому что имеет меньшее количество элементов. Но при этом позволяет четко передать объект, его объем и другие свойства.
Аналогично и с черно-белой фотографией, так как она не имеет иных цветов кроме всех серых оттенков между черным и белым, в ней нет цветных элементов, способных отвлечь взгляд зрителя от важных объектов кадра. Это приводит к общему упрощению восприятия снимка зрителем.
В ч/б снимке намного проще передать композицию, структуру и фактуру снимаемых объектов, а также пространственное взаимодействие снимаемых объектов.
Одним из ярких примеров можно назвать силуэтное фото, лишенное многих деталей, но способное передать суть объекта.
В случаях, когда силуэт четко отделяется от других фигур или объектов в композиции, он становится самостоятельным элементом.
Контраст тени и света способен передать драматичность, или усилить ощущение объема. Особенно стоит выделить виньетирование как метод усиление внимания зрителя, в ч/б фотографии его влияние многократно усиливается.
Монохромные снимки очень часто воспринимаются как более серьёзные и профессиональные и заставляют задуматься.
Иногда сложно заранее сказать какая версия снимка будет более выигрышной, но "убрав" воздействие цвета, гораздо проще сконцентрировать внимание зрителя на композиции, игре линий, ритмов и форм.
Кроме этого, перевод изображения в черно-белое может позволить "исправить" неправильный баланс белого или паразитную засветку и рефлексы (паразитные цвета от соседних объектов).
Многие исследования показывают, что человеческий глаз способен различать от 1 до 10 миллионов цветов. Поэтому цветные фотографии человеческому мозгу сложнее воспринимать, чем черно-белые - надо помимо контраста, объема и форм еще анализировать и цветовую составляющую.
Но это не значит, что надо снимать в черно-белом. При грамотном использовании цвет позволяет сделать акцент и передать настроение. Но вместе с тем, очень часто он отвлекает внимание от основного объекта.
В цветной фотографии главный объект, в идеале, должен иметь более яркий цвет, чем окружающие незначительные детали.
Как я говорил в статьях ранее, цвет в фотографии должен быть урегулирован согласно основных цветовых схем, следование которым позволит сделать более гармоничные снимки.
Для новичков, как и для художников так и фотографов, я бы рекомендовал в самом начале изучения композиции делать свои снимки в черно-белой цветовой палитре.
Однако, преимуществом цвета в фотографии является создание более богатого и глубокого описания зафиксированного момента.
Помимо всего прочего цвета способны передать зрителю и информацию о времени съемки. Вне зависимости будет это время дня или пора года.
Таким образом, если вы видите сильно выраженные темно-синие оттенки на снимке, они могут указывать на поздний вечер, теплые желтые оттенки на восход солнца, а красно-оранжевые на закат, а красные, желтые и оранжевые цвета листвы дают четкое представление об осени. А яркая светло-зеленая листва способна передать зрителю весеннюю прелесть. Однако, осенние фото на черно-белой фотографии легко спутать с летними, а иногда даже зимними снимками. Это легко можно увидеть на заглавном фото.
Также говоря о цвете стоит отметить и другую статью, в которой я кратко касался вопроса о том, как зачастую воспринимается тот или иной цвет.
Цветные фотографии воспринимаются человеческим мозгом более естественными, так как мы все видим окружающий мир в цвете. Как следствие этого цветной кадр вызывает у зрителя эмоции повседневной реальности.
В заключение я хотел бы отметить, что сам выбор цветового решения фотографии, так же субъективен, как и построение кадра или выбор объекта для съемки. И каждый фотограф должен сделать его, опираясь на свою задумку. Задуматься, что вы хотите передать зрителю и что главное в будущем кадре. На каких именно элементах и настроениях в кадре вы хотите сделать акцент.
Но чтобы понять и найти свое собственное видение мира, необходимо понимать способность влияния цветных и черно-белых фото на передаваемую сцену и зрителя.
С уважением @vladkuneberg.