Снимаем панораму. Подробное руководство для новичков.
Если Ваш объектив не достаточно "широкоуголен", а хочется снять пейзаж с "более широким охватом" - этот вариант для Вас подойдет.
Всем привет! На связи Громов Кирилл. И сегодня я предлагаю Вам поговорить о съемке панорамных снимков.
Любите ли Вы фотографии пейзажей? Я - очень:). Но на мой взгляд, лучше передают атмосферу снимки, сделанные на широкий угол.
Выбор техники, в том числе объективов, для съемки пейзажей - это отдельная тема. Сегодня поговорим больше о пост обработке снимков в программе Adobe Photoshop, чем о подготовке к съемкам.
Почему именно Adobe Photoshop? А почему нет?:) Это профессиональная программа, включающая в себя такой функционал, который позволяет делать с фотографиями если не всё, то практически всё. А склеить панораму - вообще дело пары минут!:)
Дисклеймер: Я не профессиональный фотограф, фотография не приносит мне денег. Я лишь любитель, желающий поделиться своим опытом. И если мой опыт окажется полезным хотя бы одному человеку - я уже буду счастлив:) Методика, описанная в этой статье, НЕ является авторской, но изложение ее и вариант исполнения основан на личном опыте и изложен своими словами. В данной статье как инструмент рассматривается только Adobe Photoshop, но это не значит, что это единственный вариант. Можно использовать другое ПО, на личное усмотрение каждого.Итак, погнали!
![](https://images.golos.io/DQmRNVEDA6Z93UfVD8MLzxEPPXKrVxwLuWKr9t4nhaz1k9G/Final_2_LOW%20%E2%80%94%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg)
Оригинальное разрешение фото загружено здесь
Это результат. Давайте посмотрим КАК и из ЧЕГО оно получилось:) .
Съемка панорамы
Допустим Вы уже выбрали локацию и время для съемки. Или оно само собой случилось, не суть важно. Но вот тот момент настал, Вы остались один на один с пейзажем. В сумке камера, но объектив не достаточно широкоуголен, чтобы ухватить всю окружающую красоту. Не беда! Снимайте на то, что есть! При хорошем освещении даже с телефона можно получить панораму достойного качества этим методом. Просто понадобится сделать больше кадров.
В общем, настраиваете камеру в зависимости от условий (диафрагма, выдержка, светочувствительность). Я настойчиво рекомендую использовать полностью мануальный режим, дабы сохранить одни и те же настройки камеры на всех фото для одной панорамы, а следовательно и одну экспозицию на всех кадрах. Проще будет обрабатывать. Также, снимать в RAW формате - тоже поможет нам при обработке. В случае недостаточной освещенности использование штатива не просто приветствуется, а является необходимым!
Настроили камеру, сделали пробный кадр, убедились, что он без пересветов на небе, без провалов в тень, экспозиция в целом устраивает - можно приступать к съемке.
Суть заключается в том, чтобы сделать несколько кадров, охватив бОльший объем, чем это было бы сделано одним кадром и склеить их воедино, в одну большую панораму. Поэтому с выбранной точки съемки делаем несколько кадров. Сколько? Не принципиально. Столько, сколько Вы посчитаете нужным с композиционной точки зрения. С небольшим запасом, при кадрировании легче обрезать лишнее, чем дорисовывать ;)
Важно тут то, что чем больше кадров - тем дольше будет процесс обработки, но в то же время, чем меньше изменение угла съемки между каждым кадром - тем точнее и аккуратнее получится результат.
При съемке спешить не стоит. Каждый кадр должен быть качественным. Конечно, пейзаж стремительно меняется, особенно при съемке рассветов, закатов, облаков - каждая секунда на счету! И тем не менее, не спешите. Прочувствуйте момент. Один смазанный кадр может испортить весь результат.
Для этого примера было снято 6 кадров - т.е. два ряда по три кадра. Я снял композицию по центру, немного левее, немного правее, затем немного наклонил камеру вниз и повторил - центр, левее, правее. Примерно вот так:
Если что-то лишнее влезло - не страшно. Главное чтобы нужное влезло полностью.
Склейка и обработка
Запускаем фотошоп, закидываем туда отснятый материал. Т.к. мы снимали в RAW формате (а это тот самый, который без сжатия и несет в себе гораздо больше информации), мы увидим, что фотошоп автоматически открыл встроенный плагин Camera Raw - как раз для "проявки" "сырых" изображений.
Примечание. Если у Вас фотошоп безбожно старой версии - возможно Camera Raw и не откроется автоматически. Я использовал Adobe Photoshop CC аж 2014го года. Тоже не новьё, но вполне хватает:)
Итак, Camera Raw открылся. Что же тут делать? В первую очередь цветокоррекцию. Цветокоррекция - отдельная огромная тема, которую сегодня рассматривать не будем. Если вы совсем про это не знаете - рекомендую посмотреть пару видеоуроков, рассказывающих азы цветокоррекции, а дальше перейти на самообучение: читать литературу, изучать (не листать, как в инстаграме, а осознанно изучать) работы авторов, чьи произведения нравятся, смотреть как и что они крутят; Конечно же, экспериментировать, т.е. закреплять знания на практике, без этого никуда.
Обычно, мне лично, достаточно подкрутить базовые настройки, баланс цветов и кривые. Вы же смотрите сами как именно настраивать цветокоррекцию. Ибо у каждого свой вкус и свое видение.
Ну вот, что-то мы там подкрутили, получилось что-то вот такое. Вроде уже лучше:
Допустим этот вариант нас устраивает. Но в левой колонке, где показаны превьюшки всех открытых изображений, мы видим, что остальные кадры остались "сырыми", цветокоррекция не применилась.
Нам необходимо синхронизировать характеристики для всех изображений. Очень просто! В левом верхнем углу жмем "Выделить всё" (Select all) и чуть ниже "Синхронизировать..."(Synchronize...)
Теперь мы видим, что все превью выглядят примерно так же. Но нам следует убедиться в этом. Для этого кликаем на каждый кадр по очереди и смотрим, чтобы цвета везде были примерно одинаковы. Также, чтобы экспозиция была примерно одна на всех кадрах:
Примечание: Если же что-то не устраивает на каком-то из кадров - можете подкрутить там настройки отдельно. Но если Вы будете менять настройки на первом кадре - они будут применяться к остальным кадрам сразу - синхронизация же! :)
Всё! С цветокоррекцией закончили. Снова нажимаем "Выделить всё" и жмем в правом нижнем углу "Открыть изображения":
Дождавшись открытия всех изображений, приступаем к самому интересному! Смело жмём "File/Automate/Photomerge..."
Открывается окно настроек склейки. См. скриншот ниже. 1 - жмем добавить открытые файлы - значит он будет склеивать из всех тех фото, которые открыты в фотошопе на данный момент. 2 - вот тут поле для экспериментов. Чаще всего мне подходит вариант "Цилиндрически", но не всегда. В данном случае выбрал, все-таки, "Перспективу". Да и кому как. Пробуйте разные варианты в разных случаях! Можно выбрать авто и он сам решит как склеивать. 3 - жмем ОК и процесс пошел...ждем.
Примечание. Если процесс склеивания панорамы длится безобразно долго (у меня бывало 6 кадров склеивалось до 9ти часов!) - с этим можно побороться. Для этого заходим в настройки производительности самой программы (Edit/Preferences/Perfomance), ставим галочку"Использовать графический процессор". Можно еще покрутить другие настройки там, но лучше делать это осознано, понимая что и зачем.
Что же у нас там со склейкой? Процесс завершен, и мы видим, что несколько фотографий превратились в одну большую, но результат пока слабо напоминает то, чего мы ждем.
В менеджере слоев можно видеть, что от разных фотографий там появилось несколько слоев с масками. Если Вы умеете с ними работать - они могут здорово помочь. Если же нет - не стоит заморачиваться - просто нажмите ctrl+shift+E (или в меню слой/объединить видимые) и слои склеятся в один.
Теперь нам надо поработать с этим слоем и привести его в нормальную форму. В первую очередь, нажимаем ctrl+t и используем свободную трансформацию для изменения формы слоя. При "цилиндрическом способе" склеивания панорамы, я обычно начинаю с режима трансформации "деформация" - во время свободной транформации кликаем правой кнопкой по изображению, там "деформация":
Примечание: Во время трансформации нужно быть предельно аккуратным: следить, чтобы форма объектов не искривлялась нереальным образом; чтобы линия горизонта не становилась кривой. Конечно, не обязательно использовать именно деформацию. Так же можно использовать любой другой режим деформации, комбинировать их, дополнять пластикой или другими стандартными инструментами. Экспериментируйте!:)
Закончив с формой переходим к кадрированию. Для начала надо определиться какого формата будет панорама. Я часто выбираю 16:9 , но только потому, что это формат дисплея моего компьютера:) и мне так удобней. На самом же деле можете выбрать любой формат.
Выбираем инструмент "кадрирование", выбираем формат кадра, кадрируем и жмем галку:
Отлично. Уже практически готово. Но мне не нравятся цвета. Я бы еще подкорректировал их. Основную цветокоррекцию следует делать в самом начале, пока кадры еще "сырые", но немного подправить в конце тоже не помешает.
Способов цветокоррекции (как и других манипуляций) в фотошопе масса. Каждый выбирает то, что ему удобней. Я рекомендую использовать слои-маски. Почему? Потому они наглядны; легко регулируются их параметры в любой момент; при помощи кистей можно применять их областями, не обязательно на всё изображение сразу.
Для этого в менеджере слоев жмем "создать слой настроек". И там уже выбираем настройку по вкусу. Можно несколько разных слоев.
В данном случае я использовал слой кривые для увеличения контраста и слой выборочной коррекции цвета для легкой цветокоррекции. На самом же деле можно использовать любые инструменты - никто Вас не ограничивает;) Играйтесь настройками до тех пор, пока не будете удовлетворены результатом.
У меня получился вот такой итог:
На этом, в принципе, всё. Можно сохранять результат и выкладывать в сеть:)
Спасибо за внимание! Буду очень рад, если кому-то статья оказалась полезной. Если есть вопросы - задавайте в комменты, буду отвечать:)
До встречи в следующих постах! @gromkirill
Чтобы не пропустить новые интересные и полезные статьи и советы подписывайтесь на сообщество Photo Pro @vpp-photo.pro, созданное в рамках проекта @vox-populi
Обсудить работу сообщества и пообщаться на тему фотографии вы можете в нашем чате - https://t.me/vox_photography
Авторские статьи для публикации в сообществе принимаются на почту vp.vox.photography@gmail.com. Автор получает 70% заработка GBG со статьи.