ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПК И СИНТЕЗАТОРНОГО ЗВУКА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКИ
Держа перед собой наши современные настольные и портативные компьютеры, мы пользуемся ими в различных сферах жизни: для работы, отдыха, или как хобби. Последнее (или первое) включает в себя и создание музыки на компьютере. Но с каких пор стало действительно удобно создавать такой сложный элемент, как музыку, на вычислительных машинах? Ответ удивляет и почти шокирует – почти с того самого момента, как появились первые компьютеры.
Да, имеется свидетельство, что одна из первых композиций, созданных с помощью компьютера, была написана уже в 1951 году Кристофером Стречи (Christofer Strachey) на компьютере Ferranti Marc 1. Это была примитивная мелодия, которая игралась динамиком компьютера, что предназначался для сигнальных звуков. Обладатели ПК в 2000-ых могут помнить звук «пиип!» при включении – вот это было что-то подобное. Синтезаторы, которые мы знаем, тогда вообще не существовали и о них ещё даже не подозревали.
В те времена компьютеры занимали целые комнаты, работали на лампах, и кроме того, что потребляли электричества почти целой электростанции, они ещё и жутко грелись. Несмотря на такие ограничения, на них работали серьёзно, и предназначались они для инженеров и учёных. Только декады спустя персональный цифровой компьютер стал обычным делом для нас. С каждым годом эти машины завоёвывали всё больше и больше внимания, предоставляли больше возможностей, расширяя сферы деятельности человека и позволяя ему добиваться того, чего было немыслимо ещё несколько лет до этого.
Компьютер писал лишь ноты, которые потом были сыгранны людьми, так как сам не воспроизводил никаких сложных тембров.
Первые эксперименты со звуком случились в те же года. Для создания различных тембров брали генератор звуковой волны, который воспроизводил синусоиду. Её записывали на кассету, а плёнку впоследствии нарезали кусочками, комбинировали и проигрывали на разных скоростях. Какая утомительная работа для создания звуков, более-менее напоминающих пилу и квадрат!
Дальнейшие эксперименты лежали в усовершенствовании самих компьютеров, систем ввода-вывода, а также разработка и улучшение различных программных синтезаторов. К слову, всего в 1967 году начались первые эксперименты с FM синтезом, и их результат позже выкупила компания Yamaha, воплотив их в своём легендарном DX7. Да, 1970-ые годы помнят все как рассвет для электронной музыки, создание аналоговых синтезаторов и электронных примочек для гитар. Почему же основные силы были брошены на аналоговые синтезаторы?
Да просто потому, что играться с компьютерами в то время было непостижимо дорого и эксклюзивно. Тех, кто имел доступ к компьютерно-музыкальным технологиям, можно было сосчитать на пальцах. Гораздо проще и эффективнее было взять основные электронные схемы и поместить их под крышку новомодных синтезаторов и эффектов.
Несмотря на сложности, параллельно создавались интерфейсы для работы с аудио не только в аналоговом, но и в цифровом виде, особенно степ-секвенсоры. Среди наиболее известных можно вспомнить Oberheim DS-2 и Synthi A. Парой лет позже (а именно в 1974) начал набирать огромную популярность первый настоящий персональный компьютер Altair 8800, работающий на чипсете компании Intel. Он позволял работать с довольно мощным на то время языком программирования BASIC. Кроме этого в 1973 году компания Xerox представила первый компьютер с графическим интерфейсом и мышью.
Так был проложен путь к программированию софта в более приемлемой нам с вами среде, что означало лишь одно – больше возможностей для создания музыки на ПК.
Первый прототип «музыкального компьютера» разработала австралийская компания Fairlight в 1979 году. Он представлял собой смесь процессорного блока, альфанумерической и музыкальной клавиатур и CRT дисплея. Работал он, разумеется, как одна независимая машина, а не набор компонентов. Вплоть до 1983 года, пока не было создано единого стандарта MIDI (который существует до сих пор), казалось невозможным комбинировать произвольно компоненты между компьютерами.
Однако это упущение было снято с новой партией домашних компьютеров Atari ST, в которые был встроен MIDI порт, и для которого разрабатывались первые софтверные синтезаторы.
И тут мы входим в 1990-ые. Для многих читателей это юношеские годы, жвачка, Денди и аудиокассеты. Но также в это время совершенствовались системы домашних компьютеров. Они становились мощнее и дешевле, к ним разрабатывались всё новые и новые компоненты.
Существующие ранее физические MIDI секвенсоры могли смело сменяться компьютерными программами, и здесь следует отметить фирму Steinberg, создавшую первый в мире секвенсор на компьютере (да-да, тот самый прототип Cubase). Позже в 1997 эта же фирма создала технологию VST, которая позволяла разработчикам плагинов иметь определённую модель. Она стала настолько популярной, что существует и до сих пор.
Но не Cubase стал первой студией, в которой можно было сделать продакшен «от и до». В 2000 году компания Propellerhead выпустила свой Reason с уникальным интерфейсом в виде патчей и проводов, что было особенно круто для олдскульных мастеров молудярных синтезаторов. С 2004 года компания Apple начала выпускать свои Маки с предустановленными программами GarageBand, сделав создание музыки доступным для каждого обладателя их компьютера; а также и программу Logic для более серьёзной работы с аудио.
И сейчас мы, декаду спустя, можем наблюдать изобилие программ для создания музыки: цифровые аудио станции, софтверные синтезаторы и эффекты, модули, рэки, патчи, сэмплы, библиотеки… Чего только нет! О таком могли только мечтать наши первопроходцы в далёких 1950 годах.