Экзистенциализм и бессмысленность существования
Возможно, это именно дождливая латвийская погода побудила меня на написание этой статьи. И надо признать, последнюю неделю меня прямо таки тянет на использовании моих знаний об искусстве.
Возможно, Вы слышали о таком направлении в искусстве, захватившем весть Мир во второй половине двадцатого века, как “Экзистенциализм”? Манифестами этого направления являются такие знамениты произведения, как: “Дьявол и Господь Бог” или знаменитое всем “Бог умер”, или “Тошнота”.
Сказать по секрету, мне вообще очень нравятся направления и искусстве и философии двадцатого века, я со многим согласна и часто “наши взгляды на жизнь” пересекаются. Но экзистенциализм – это нечто, что очень сильно откликается в моей душе.
Экзистенциалисты считали, что в жизни нет смысла. Один из самых знаменитых представителей – Альберт Камю, говорил, что: “Смысла нет, ни в любви, ни в слове, ни во власти”. Экзистенциалисты называли этот феномен “смыслоутрата”. Все люди называют это трагедией всей жизни, но экзистенциалисты считали, что смыла не было никогда, с самого начала. От себя могу сказать, что я не знаю, что там было или чего там не было с самого начала, но ещё вчера писала о смысле всего, что мы делаем, если смертность на земле стопроцентная и это коснётся всех. Я нашла свой собственный смысл - ставя цели, достигая их, просто интереснее жить. Экзистенциалисты не стали искать этот смысл и оставили вопрос открытым.
Также у них очень интересное отношение к сущности человека. Многое началось с трактата Ницше: “Бог умер”. Для чего люди оочень долгое время назад создали религию? По одной из теорий для того, чтобы не чувствовать своё одиночество так остро.
На первом этапе человек осознал, что он не такой, как неживая природа, произошло отчуждение. В этот момент богами стала Луна и к людям пришло некоторое успокоение на некоторое время.
Далее следовал второй этап, на котором человек осознал, что он не такой, как животные. Тогда богами стали животные.
Далее, на третьем этапе, человек стал замечать, что он не как другие люди, тогда богами стали люди.
А на четвёртом этапе человек стал отчуждаться от самого себя, ибо появилось слишком много информации, законов, морали и мнений, именно тогда стали создаваться такие религии, как иудаизм или ислам. Это привело к:
одному богу – все сделаны по его подобию – все похожи.
А Ницше сказал, что Бога нет. До двадцатого века люди верили в бога, да, вера в него начала спадать в период ренессанса, как только закончилось средневековье и со временем, люди стали меньше обращаться к церкви, но, тем не менее, он оставался важной частью человеческой жизни, не смотря ни на что. А Ницше оспорил этот факт. Этот трактат сильно повлиял на массы, но не меньше он повлиял и на представителей того направления, о котором я сегодня говорю. Размышляя, они пришли к такому выводу. Если бог есть, если религия существует, то многие вещи в жизни человека обоснованы и зачастую человек не отвечает за них, но если бога нет (как сказал Ницше), то тогда человек сам повинен или заслужил всё, что у него есть и с ним происходит. От себя добавлю то, что это одно из первых подобных и глобальных заявлений на данную тему, на тему полной, стопроцентной ответственности за свою жизнь, за свои мысли, за свои действия или поступки. Да за всё, что только происходит с человеком.
Экзистенциалисты штудировали произведение Достоевского “Братья Карамазовы”. Там была такая фраза: “Если бога нет, то человек тем более не указ”. На самом деле, Достоевский имел в виду не совсем это, но ведь интерпретировать что угодно можно как угодно, особенно, если это очень нужно. Так вот, эта и стала причина, почему экзистенциалисты относились к государству, законам, политике, войнам (что в тот период времени было очень актуально, 2-я Мировая, Холодная война), с некоторым пренебрежением. Экзистенциалисты, грубо говоря, сказав, что бога нет, провозгласили каждого человека немного богом (популярная нынче тема ) .
Так же можно поговорить об очень интересной теме, которая была присуща экзистенциалистам, которую можно назвать так: “понятие подлинности”. У них была сильная граница между “подлинным бытием человека” и “неподлинным бытием человека”. Во многих философиях, придуманными людьми ранее,
Существование = бытие
А у экзистенциалистов
***Существование не равно бытие***
Их точку зрения можно легко объяснить и от себя могу сказать, что что-то в этом всём есть и в самом деле.
Камень есть, но его не существует, пока человек его не осознал. Они верили, что весь Мир существует лишь в сознании человека. Не подлинный человек тот, кто ищет оправдания своим поступкам и действиям, потому что нет никаких оправданий. Высь смысл скрывается только в сознании человека.
Подлинным человеком они называли того, кто не имел оправдания к существованию, поступкам. Весь его смысл создаётся и заключается лишь в процессе своего личностного существования.
В этом направлении человек создаёт смысл, которого нет. Немного запутанно, да?
P.S. В данной статье я писала слово “бог” с маленькой буквы. Я крайне уважительно отношусь ко всем религиям, учениям и верованиям, а также к людям, которые в них верят, посему у меня не было никакого желания никого задеть!
Картинка: Pixabay