Статья об устройстве световых проемов
«Архитектура - это мастерская, точная, великолепная игра масс, вынесенных на свет. Наш глаз создан, чтобы видеть освещенные формы: эти формы возникают из света и тени...»
Нотр-Дам-дю-О, Роншан, Франция, 1950-1956, Ле Корбюзье
Солнце - могучий источник естественного света для освещения архитектурных форм и пространств. Хотя солнечное излучение само по себе интенсивно, характер его света, представленного в прямых солнечных лучах или рассеянном дневном освещении, варьируется в зависимости от времени суток, времени года и от места к месту. Когда солнечный свет рассеивается облаками, дымкой или осадками, игра цветовых оттенков неба и атмосферы отражается на освещаемых им формах и поверхностях.
Проникая в помещение через окна в стенах или в крыше, солнечные лучи падают на поверхности, проявляя их цвета и фактуру, наполняя пространство причудливой игрой света и тени, солнце оживляет пространство, артикулирует расположенные в нем формы, в зависимости от интенсивности, солнечный свет может либо прояснять, либо искажать форму пространства. Цветной яркий свет создает в помещении праздничную атмосферу, а рассеянный дневной - более строгую. Поскольку интенсивность и направление солнечного света легко предсказуемы, эффект освещения поверхностей, форм и пространства можно рассчитать, определяя соответственно размеры, расположение и ориентацию в помещении окон и световых фонарей.
Количество дневного света в помещении зависит от размеров окон или световых фонарей, но размеры проемов в стенной или потолочной плоскости регулируются и другими факторами, кроме освещения, - такими, как материал и конструкция стен и крыши, требования обзора, вентиляции, изолированности; желаемая степень замкнутости пространства, расположение проемов на фасаде сооружения, расположение и ориентация окон и световых фонарей в силу этого играют более важную роль в дневном освещении помещения, чем их размеры.
Проем можно ориентировать так, чтобы в определенное время дня в помещение попадал прямой солнечный свет. Прямой свет обеспечивает высокую степень освещенности пространства, особенно в середине дня, создает контрастный светотеневой рисунок на поверхностях помещения и четко выявляет расположенные в пространстве формы. Возможные отрицательные эффекты прямого солнечного света, вроде чрезмерной яркости и излишнего тепла, можно нейтрализовать с помощью затеняющих приспособлений, вмонтированных в проемы, или за счет листвы посаженных рядом деревьев, или тени от соседних сооружений. Проем можно расположить так, чтобы в него проникал не прямой, а рассеянный солнечный свет. Рассеянный дневной свет имеет те преимущества, что он сохраняет относительное постоянство даже в облачную погоду, мягче прямого солнечного света и обеспечивает равномерное освещение помещения.
Проникновение в помещение света, освещение форм и поверхностей зависит от расположения проема. Проем, расположенный в пределах стенной плоскости, может представляться ярким пятном света на более темной поверхности. Порой яркий проем слишком сильно контрастирует с окружающим фоном. Предотвратить неприятный эффект можно, позволив дневному свету проникать в помещение по крайней мере в двух направлениях. Когда проем располагается по краю стены или в углу комнаты, проникающий через него дневной свет падает на смежную, перпендикулярную плоскости проема стену. Ее освещенная плоскость сама становится источником света во внутреннем пространстве.
Освещение помещения зависит и от дополнительных факторов. Очертания и оформление проема отражаются в игре света и тени на формах и поверхностях помещения, в свою очередь, цвет и фактура этих форм и поверхностей определяют их отражательные свойства и также влияют на общий уровень освещенности. Благодаря оконным проемам, через которые открываются виды, устанавливаются зрительные связи между помещением с окружающей средой. Разумеется, характер обзора, ровно как и степень внутренней изолированности интерьера, зависят от размеров и расположения проемов.
Маленькие проемы имеют тенденцию обрамлять виды, подобно картине на стене. Длинный узкий проем только указывает на то, что находится за пределами помещения. Большой проем раскрывает перед помещением широкую перспективу, которая может доминировать в пространстве или служить фоном для происходящего в нем.
Большое окно во весь пролет предполагает присутствие людей но его фоне. Расположив окно в углу комнаты, можно придать пространству диагональную ориентацию. Его можно устроить так, чтобы вид открывался лишь из одной точки комнаты. Окно можно направить вверх так, чтобы в проеме были видны верхушки деревьев и небо. Группа окон может разбивать вид на фрагменты, побуждая находящегося в интерьере к движению.
Источник: Архитектура: форма, пространство, композиция / Франсис Д. К. Чинь ; пер. с англ. Е. Нетесовой. - М.: АСТ: Астрель, 2005.