Можно ли бить детей? Или Как свобода меняет образование.
Одна несчастная данная оплеуха может при нежной организации ребенка иметь самые печальные последствия. А нравственное воздействие? Всякое наказание, повторяю я, должно исправлять; а удары исправляют редко или, что вернее, никогда; они вооружают, ожесточают дитя против родителей, воспитателей; они учат детей скрытности и лжи (врач и педагог Д. И. Чернов, 1861 год).
Современная научная педагогика в вопросе вынесенном в заголовок поста однозначна: детей бить нельзя. А вот бытовая педагогика в данном вопросе не столь категорична. Современные родители не гнушаются все тех же оплеух, подзатыльников и конечно же "педагогического" ремня. Да и некоторые учителя в наших странах не прочь пройтись линейкой по пальцам ученика, как в старые добрые времена.
На загнивающем Западе насилие над детьми, столь привычное в нашем обществе, может стать причиной изъятия ребенка из семьи социальными службами. Даже окрик и оскорбления адресованные ребенку могут быть причиной того, что соцслужбы обратят на таких родителей свое внимание.
Приведенная тут цитата русского врача и педагога Д.И. Чернова показывает что даже в далеком 1861-м году уже понимали пагубность насилия над детьми. Но у нас даже по прошествии полутора веков не все осознают эту проблему.
1861 год тут не случаен. Именно событие, имевшее место в этом году стало моментом, когда педагогика в России начала развиваться в усиленном темпе. Речь идет об отмене крепостного права. Именно тогда русская педагогика из свода правил о воспитании начала превращаться в науку. Именно тогда в педагогику России начали проникать идеи гуманизма, а образование переставало быть "лишь обучением для будущего рода деятельности". В образовании начали ценить "правильное всестороннее развитие всех особенностей и сил человека".
Отмену крепостного права русская интеллигенция и научное сообщество встретило с воодушевлением. Освобождение крестьян от помещичьей зависимости открывало путь к всеобщему образованию всех слоев населения.
...образование становится достоянием и насущной потребностью всех сословий, всего народа. (журнал "Учитель" 1861 год).
Уже в 1863-64 годах были проведены реформы в системе образования. До этого образование было строго сословным. Низшие сословия имели права обучаться лишь в одноклассных приходских училищах, где упор делался на "Закон Божий". Дети мещан могли поступать в училища, где преподавался базовый курс естественных и гуманитарных предметов. Дворянство же могло себе позволить отправлять детей учиться в гимназии, где велась подготовка к поступлению в университеты.
В ходе реформ 1860-х годов, образование стало всесословным. Расширялась сеть народных училищ. В провинции начали строиться все новые учебные заведения. В дополнение к классическим, были введены реальные гимназии. Однако, обучение практически везде было платным.
До реформ в образовании российские университеты не имели автономии: ректорат и деканат не был выборным, профессора ограничивались в своих действиях. В 1863 году автономия университетам была возвращена. Именно после реформ началось развитие высшего образования в России: выпускники ездили в Европу для получения опыта, появились знаменитые "Общества", совершались открытия в разных областях науки.
В общем образование стало другим. Более открытым, гуманным, направленным на всестороннее развитие человека. А до отмены крепостного права и реформ в образование педагогика в России была совсем не такой. Вернее педагогики не было как таковой. Был свод правил в обучении направленных на повиновение и подчинение ученика учителю.
Вот выдержки из работы Николая Александровича Миллер-Красовского, классного надзирателя гатчинского сиротского института (1859 год):
Воспитание о образование по форме и содержанию ничто другое, как одно повиновение... Учась, человек учится подчинять себя тому, что раз навсегда уж так, хотя бы оно без смысла и толка... Нельзя вообще допускать ни под каким видом, идею равенства между воспитывающим и воспитанником; оно не согласно с заповедью.
Родители не имеют права слушаться своей естественной любви, а в необходимых случаях должны причинять ребенку либо нравственную, либо физическую боль.
Нельзя смотреть на науку как на нечто равное вере, надо науку подчинять под веру, иначе человечество лишается ее здоровых плодов для жизни.
Благодарю за внимание)
Понравилось? Подпишись! Дальше будет еще интересней!