Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
athemon
5 лет назад
алиса

 "ГОСТЬЯ ИЗ БУДУЩЕГО" - ПОСТАПОКАЛИПСИС 


Идентична ли книга Кира Булычева «Сто лет тому вперёд» фильму Павла Арсенова «Гостья из будущего»? Об этом спорили читатели и зрители времён первых показов фильма, сегодня эти споры перенеслись в сеть. Вся история гостьи из будущего, Алисы Селезнёвой, состоит из нескольких смысловых слоёв: прямого, ожидаемого зрителями, прочитавшими книгу или просто уверенными в светлом будущем, и косвенного, транслируемого в произведение сценаристом. Если первый телевизионный прокат мини-сериала 1985-го года вызывал у советских детей успокаивающее чувство узнавания безопасного «прекрасного далёка», коммунистического будущего, то повторные показы у повзрослевших школьников, увидевших расчленение своей страны, вызвали чувство горечи от разбитых идеалов. Это стало источником появления версий, связывающих фильм с постсоветской реальностью.
Первым, с кем из существ будущего мы встречаемся, по сюжету фильма, является романтичный, влюблённый в Полину, робот-уборщик Вертер. Однако, в книге он описан совершенно иначе: «То ли рыцарь-лилипут, то ли пылесос на ножках. Головы у уродца не было, зато многочисленные ручки прижимали к бокам и спине листочки, сор, а круглые щетки выскакивали из-под карлика», – он просто обмел Коле ботинки, никаких лирических отступлений. Книжная версия робота-уборщика более уместна, поскольку изготовлять целого андроида для уборки помещения действительно, нерентабельно. Однако, Вертер – и не робот-андроид в полном смысле этого слова. Он противостоит космическим пиратам, выдерживает несколько выстрелов в корпус из лазерного оружия. Здесь необходимо отметить, что бластер в фильме разбивает в пух и прах капитальные мраморные колонны, а какого-то мирного «уборщика» вывести из строя не может. Внешность биоробота Вертера полностью взята из итальянского боевика 1973-го года «Война роботов», что так же намекает на военную направленность «робота-уборщика».

Из этого напрашивается вывод, что Вертер – киборг (биоробот, поскольку у него есть эмоции!) боевой, списанный, вероятно – по причине устаревания, поскольку, например, Полина останавливает лазерный луч (раскалывающий колонны!) – ладонью! То есть изобретены новые технологии вооружения, по сравнению с которыми старый-добрый терминатор Вертер-робокоп просто может быть списан в уборщики.

К слову – в книге никакой Полины нет, её место там занимает сосед Коли, смотритель машины времени, Николай Николаевич. А Полина – это пришедшая из фильма «Через тернии к звёздам» Нийя – тоже, как и Вертер, биоробот. Вероятно, с этим связан и интерес к ней Вертера, и встроенный в её ладонь защитный экран, снижающий боевую мощность лазерного оружия пиратов. О Полине в фильме говорится, что она специалист по XX-му веку, замужем за космонавтом Полосковым, который, по книге, имеет инопланетное происхождение.
Москва в повести Булычева и фильме представляет собой центр довольно приятного времяпрепровождения. И если в книге присутствует ещё лёгкий, творческий труд, то в фильме – это распространение маскарадов, карнавалов и фестивалей – не только на Земле, но и на Луне. Этакий показательный центр метрополии. В повести объясняется, что это благоденствие достигнуто благодаря генетическим экспериментам – кормовой банан на гигантском щавеле, бубличное дерево, строительный материал на основе генетики кораллов.
Об управлении в этом мире ничего неизвестно. В фильме, в эпизоде ареста космических пиратов Полина упоминает Закон Галактики. Получается, существует Закон Галактики, и Полина – один из его облеченных властью комиссаров. Как становятся комиссарами в это прекрасном новом мире? Вероятно, тоже на основании генетических данных. В книге один из мальчиков будущего спрашивает у Коли Наумова (в фильме – Герасимова): «Ты в чем специализируешься? – Как так? – Ну, кем будешь?», – при этом мальчикам по 11-12 лет. Строитель в будущем так же говорит о своём «призвании». Подобная предначертанность, специализация, раннее, с детства, предопределение профессионального будущего уходит корнями в кастовую философию Платона и основывается, конечно, также на генетической предрасположенности.
Из книги Арсенов берёт и сверхспособности Алисы – знание нескольких языков, развитый интеллект и спортивные рекорды. Здесь и в книге даётся пугающий ответ: в будущем знание языков детям-биороботам будет инсталлироваться «специальными уколами». Таким образом, «улучшение породы людей», евгеника, прослеживается и в книге Булычева. Необходимо отметить, что евгеника была осуждена в Советском Союзе, как признак нацизма. К слову, у актрисы Натальи Гусевой внешность не соответствует книжной Алисе Селезневой – главная героиня книги «Сто лет тому вперёд» – голубоглазая и длинноногая блондинка. Выводы делайте сами: "Я из будущего. В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одаренных людей," – то есть на процветающей планете Земля в достигнутый наконец «золотой век» через сто лет население уменьшится на 2 миллиарда по сравнению даже с нашей неспокойной современностью! Что это? Новый короновирус, или последствия Пятой Мировой войны? Пираты (как социальные эктопаразиты, которые появляются только на больном общественном теле); списанные боевые роботы; устаревшие войсковые лазеры, с которыми новейшие биороботы справляются при помощи защитных экранов; сильно поредевшее население планеты; женщина-биоробот, которая занимает видное место в обществе – всё это, действительно, может быть последствием планетарной войны. В конце фильма Алиса выдумывает будущее для советских пионеров: «Хочешь быть путешественником? Будешь им!», – это она успокаивает их, зная, что скоро грянет ядерный апокалипсис и господство платоновского кастового общества. Возражение о лицемерии Алисы не терпит критики – она не просто из другого времени, она из другой, постапокалиптической цивилизации, пережившей глобальную ядерную войну, унесшую половину населения Земли и выгнавшую большую часть второй в колонии глубокого космоса. Фима Королёв, единственный логик и аналитик в фильме, вычисливший «чужую» Полину, говорит об Алисе, что и она «смотрит не по-нашему» – глаза – это зеркало души.

Душа, менталитет, мировоззрение у биороботов будущего иное.
В книге Булычева представлена его Вселенная, с её межзвёздными путешествиями. Именно в этом кроется и один из секретов падения численности населения Земли – увлечённые колонизацией новых миров земляне у Булычёва ушли в глубокий космос, остались «пять миллиардов исключительных, знаменитых, одаренных людей» – это классическая схема метрополии и периферии. Денежная система в новом мире сильно атрофирована – еда раздаётся бесплатно, в уличных автоматах. Однако, по книге, чтобы попасть на планету Плутон, работники космопорта предлагают неузнанным пиратам «купить» билеты. Вероятно, деньги не используются только в метрополии, а на колониях периферии они ещё в ходу. Кроме этого, изначально, Крысс и Вечельчак У охотятся за золотом, а не за миелофоном, что также говорит о наличии материальных ценностей за границей метрополии.
Таким образом, режиссёр-сценарист Арсенов просто более наглядно раскрыл истинный замысел «жестокого прекрасного далёка», постапокалиптического колониального рейха из книг Булычёва. Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко) был потомком дореволюционных «элит», да ещё и вечно ненавидящей Россию и СССР польской Шляхты, герба Трубы. Его постсоветское творчество однозначно заявляет о его антисоветской идеологии. Получается, что и произведения его не так просты, как может показаться на первый взгляд. В книге Коля Наумов бежит из советского прошлого в будущее 11 апреля – в международный день памяти узников концлагерей, это слишком очевидный намёк для тех лет, поэтому Коля Герасимов в фильме – уходит в будущее 13-го апреля.
Ложь Алисы на «тайной вечере» в подвале ветхого дома – ложь из милосердия. Признаваться в том, что кто-то из советских школьников станет не великим путешественником, а прорабом на стройке; не поэтом, а алкоголиком, угоревшим при пожаре; не комиссаром Закона Галактики, а продавцом в церковной лавке, слишком жестоко. Алиса не смогла сказать правду в эти светлые глаза советских пионеров. А зря.
Прекрасное далёко,
Не будь ко мне жестоко…

алисамосквапостапокалипсисколонияроботаналитиккиборггенетикабулычевколякоролев
48
211.243 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые