МАТРИАРХАТ, МАМА ДОРОГАЯ.
Художественный фильм «Мама дарагая», снятый Ярославом Чеважевским по собственному сценарию – своеобразное повторение архетипического текста шекспировского «Гамлета».
Сюжет «Гамлета» уходит корнями в трагедию Ореста. Однако, фатальная резигнация, смирение и прощение врагов, которое рассматривает, как один из возможных вариантов Гамлет, и которому подчиняется Славик в фильме, для языческого Ореста неприемлемы, такого сценария в его время просто нет.
Языческий Орест живёт по закону родовой жизни. Трагедия же Ореста, Гамлета и Славика заключается в конфликте выбора между матриархом и патриархом: кто руководит родом, чьей линии поведения следует подчиняться: матери или отца? Таким образом, ядро сюжета заключается не в страданиях молодого героя, в натуральном историческом конфликте двух законов андрократического, мужского, и гинекократического, женского: «Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость», – говорит ницшеанский Заратустра.
Начнём с того, что попытки мифологических ассоциаций в фильме Чеважевского не надуманы: он сам инспирирует их, закладывая в сюжете отсылки, пасхалки (и в этом случае этот термин очень уместен). Так, Галина, еврейская женщина, зачала ребёнка непорочно, это прямой намёк на библейского Иисуса. При этом зачатие это было, само собой, незапланированным, и после этого Галина, мать Славика, отрицательно настроена по отношению к голубям, библейскому символу духа святого, при помощи которого произошло зачатие Иисуса. То есть Славик, кроме Ореста и Гамлета, приобретает ещё одну ассоциацию – Мессии. Таким образом, Славик – это Второе Пришествие, предвестник скорого Конца.
Сторону патриархата в фильме представляют Химик и Штырь, плюющие на законы и морально-нравственные устои «охотники». Однако, даже победа «патриархов», в действительности, пиррова победа. Сам Химик – последователь матриархата, после смерти мамы очень сильно пил: «Целые недели с моим корешем Штырем мы находились в беспамятстве», – и он всего лишь передаёт Славика с рук мамы Галы на попечение новой мамы.
Таким образом, фильм о том, что мессия выбирает сторону матриархата. Во имя Добра…