ПРИНЦИП ОБОРОТНЯ
«Принцип оборотня» Клиффорда Саймака напоминает фантастически оформленную экзистенцию фрейдизма. При этом будущее автор описывает вполне реалистично, развивая в перспективу принципы господствующей сегодня глобальной концепции.
«Принцип оборотня» как и вся современная культура Запада, происходит из фрейдизма: раздираемая противоречиями личность, её внутренние конфликты, осложнённые неприятием внешнего мира характерны для клинических записей пациентов психоаналитиков.
С литературной же позиции американский фантаст отработал свою славу. Будущее описано реалистично, хотя желания жить в подобной индивидуализированной, капиталистической, техногенной цивилизации не возникает. Главный герой негероичный, слабенький – его потенциал легко смог бы смести любую тиранию, но Саймак отсылает персонажа в космос.
В морально-нравственном аспекте этот мир – уютное болото, в котором идеал – это личный комфорт, и всё ему мешающее должно исчезнуть – поэтому Оборотня и выкидывают в космос. Ступай, говорят, братец, исследуй космос, как весь исследуешь – возвращайся, а не исследуешь – не возвращайся.