Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
axbezzub
7 лет назад

5 причин посмотреть «Клерки» Кевина Смита

Приветствую всех кинолюбов и кинознавцев на своём блоге! :) Сегодня мы поговорим о фильме 1994 года — «Клерках» Кевина Смита. В свою время эта картина стала триумфатором фестиваля «Сандэнс» — основной цитадели американского независимого кино и попала в программу Каннского кинофестиваля. За фильмом последовал ряд продолжений, которые в итоге образовали своеобразную киновселенную.

Картина «Клерки» рассказывает об одном дне из жизни молодых людей, живущих на глухой окраине американского городка. Главный герой по имени Данте работает в местном супермаркете и как-то раз ему приходится выйти на работу вместо заболевшего напарника. Действие продолжается в течение одного дня, но за это время в небольшом магазинчике случается столько происшествий, что половина суток из жизни продавца становится подобна миниатюрному эпосу.

Если вы ещё не видели этот фильм, рекомендую его к просмотру. На то есть как минимум пять причин:

1. Безбашенный юмор… 

Если вы любитель шуток на грани фола, автор которых не оглядывается по сторонам с опаской «а не подумают ли обо мне плохого», то Клерки – определённо ваш фильм. Кажется, здесь нет запретных тем – высмеивается и смерть, и общество потребления, и поборники морали с борцами за здоровый образ жизни, агрессивно навязывающие окружающим свою «единственно верную» точку зрения. Шутки здесь достаточно жёсткие, порой подходящие к границе безвкусия, но никогда её не пересекающие. Фильм раскрепощает зрителя почище спиртного – стоит только привыкнуть к стилю «местного» юмора и усвоить здешнюю грань дозволенного, как тебя вновь выталкивают за привычные границы.

2 …и вместе с тем – серьезный посыл 

…тем не менее, все шутки в фильме, даже самые жёсткие, оказываются хорошо продуманным художественным приёмом. Чёрный и на первый взгляд пошлый юмор становится не самоцелью, но средством – инструментом, которым автор деконструирует рутинную систему взглядов, оценок и отношений, обнажая её противоречия и омертвевшие элементы. Фильм обостряет наше зрение, снимает с глаз пелену привычного автоматизированного восприятия, позволяя увидеть мир и наше место в нем свежим, незамыленным взором.

Стоит сознанию зрителя освободиться от общих штампов и клише, как фильм ставит перед ним вполне серъёзные экзистенциальные проблемы. Кевину Смиту хватает всего одного дня из жизни персонажей, чтобы озадачить нас с вами вопросами выбора и его осмысленности, сиюминутного желания и подлинного блага, эгоизма и самообмана. В конце концов, «Клерки» – об автоматизме жизни и его преодолении. Режиссёр умело завлекает зрителя развлечением и незаметно подводит его к самоанализу. Так что если вам нравится глубокое интеллектуальное кино, но вы не любите тоскливой нравоучительности и монотонного филсофствования, то «Клерки» должны прийтись вам по душе.  

3. Фильм, демонстрирующий принципы постмодернизма

В 80-е и 90-е годы кино активно перенимает зародившиеся в смежных искусствах принципы постмодернизма. В отличии от многих культурных формаций нового времени, ставящих во главу угла рационализм и порядок, постмодернизм видит мир хаотичным нагромождением неупорядоченных фрагментов. Отсюда пропадает возможность моральной оценки и возникает знаменитая постмодернистская ирония – факты, вырванные из привычного нам контекста и лишённые связи друг с другом, обнаруживают забавные противоречия. По этой же причине стирается граница между элитарным и массовым искусством: в отсутствии чёткой иерархии фактов «высокое» может сливаться с «низким», порождая неожиданный симбиоз смыслов и форм.

Ключевое понятие, характеризующее природу постмодернистского мышления — «ризома». В переводе с французского — «корневище». Не корень, а именно корневище — разветвлённый, хаотичный побег, чей внешний вид иллюстрирует образ нелинейной структуры, предполагающей значительные возможности для внутренних перестановок и метаморфоз.

Сюжет «Клерков» подобен такой «ризоме». Повествование поначалу походит на нагромождение несвязанных между собой новелл, скетчей и зарисовок. Внезапные события проходят мимо нас вне линейной связи с тем, что было и будет в соседних сценах. И лишь к финалу разрозненные эпизоды обнаруживают взаимосвязь друг с другом, сюжет оказывается целостным и логичным, но чтобы понять это, нужно посмотреть фильм до конца. Здесь целое не выстраивается последовательным и постепенным прирастанием следующих друг за другом частей, но одномоментно складывается из хаотичной россыпи фрагментов. Организующее начало незаметно проявляется в хаосе шуток и безумных происшествий — и мы сами не замечаем как абсурд и бессистемность повествования к финалу упорядочивается в целостную структуру.

Такая игра с текстом закономерно предполагает ироническое отношение к собственному произведению. Игра и ирония — ещё два значительных и взаимосвязанных друг с другом аспекта постмодернизма. Автор смеётся не только над своими персонажами, но и над самим собой и своим произведением. Так каждый эпизод в «Клерках» предваряются титром-заголовком на чёрном фоне, причём название эпизода часто не соотносится с его содержанием или намеренно заявляет «возвышенную» интонацию перед балаганным действием. Иногда заголовок действия характеризует не сюжет, а его положение в структуре истории: так в преддверии максимального накала страстей на экране возникает многозначительная надпись: «Катарсис». В своём исконном значении этот термин, заявленный ещё Аристотелем, означает очищение зрителя античной трагедии через сострадание и сопереживание персонажам. В «Клерках» это слово, изначально связанное с высоким жанром трагедии, вступает в диссонанс с балаганно-комедийной интонацией фильма. Так автор иронизирует и над собственным фильмом, и над многовековой драматургической традицией, а также выстраивает свой текст как игру в текст (прошу прощения за тавтологию).

Так, сталкивая возвышенные термины, балаганный юмор, молодёжную тематику и серьёзный посыл, Кевин Смит стирает границу между массовым и элитарным искусством, сплавляя их в единый конгломерат.

4. Клерки - начало киновселенной Джея и Молчаливого Боба

Пожалуй, все, кто сейчас читает мою статью, хоть раз слышали об этой отмороженной парочке, а то и смотрели фильмы с их участием. Джей и Молчаливый Боб занимают почетное место на олимпе молодежных кумиров 90-х и 00-х, а первое их появление на экране состоялось именно в «Клерках». И хотя им предстоит стать символами киновселенной Кевина Смита, здесь их роль относительно скромна. Джей и Молчаливый Боб — одни из многочисленных второплановых персонажей «Клерков». Сцены с ними — как раз пример тех самых фрагментов, которые поначалу кажутся разрозненными, но к финалу оказываются включены в осмысленную структуру повествования. Молчаливый Боб, как и следует из его прозвища, весь фильм остаётся безмолвен и лишь в финале произносит ёмкую речь, которая даёт оценку жизни главного героя. Именно молчание Боба на протяжении всей истории придаёт значимость его словам в финале фильма. Не случайно этого персонажа играет сам режиссёр — так Боб оказывается резонёром, через которого автор доносит до зрителя свою точку зрения.

Кстати, киновселенная Кевина Смита не ограничивается «Клерками» и фильмами про Джея и Молчаливого Боба. В каноническую франшизу включены и менее известные фильмы «Лоботрясы», «В поисках Эми», «Догма» — комедии, драмы и фэнтези. В отличии от многих других киновселенных тут представлены самые разные жанры на любой вкус.

5. Одна из лучших работ американского независимого кино 90-х

90-е годы стали значимой вехой в истории американского независимого кино. Заявили о себе Квентин Тарантино, Стивен Содерберг, Ричард Линклейтер и автор «Клерков» — Кевин Смит. Начинающие режиссёры, как могли, пробивались в профессию, прибегая к любым подручным средствам, лишь бы запечатлеть на камеру своё киновысказывание. Снятые в единственной локации на чёрно-белую плёнку, «Клерки» подкупают обаянием «самодельного» фильма — техническая  незамысловатость картины снимает дистанцию между автором и зрителем.

Не стоит также забывать и о диалогах, коих в фильме очень много. Вообще, американские независимые режиссёры 90-х любили, в обход всех правил, насыщать свои сценарии бесчисленными страницами разговоров и, как ни странно, это получалось кинематографично и по-своему завораживающе. Вспомните фильмы Тарантино или Линклейтера. Беседы между персонажами, не имеющие непосредственного отношения к развитию истории как раз и создают ту атмосферу фильма, в которой хочется оставаться подольше. А там гляди — и из отстранённого, довольно беспредметного трёпа внезапно родится один из ключевых диалогов фильма.

***
Друзья, надеюсь я убедил вас посмотреть «Клерки» Кевина Смита. Пишите в комментариях, с чем согласны, с чем не согласны, предлагайте свои причины, почему нужно (или, наоборот, не нужно — почему бы и нет) посмотреть это кино. С вами был @axbezzub.
P.S: Также этот пост можно почитать на моём блоге в steemit: https://steemit.com/ru/@axbezzub/5-prichin-posmotret-klerki-kevina-smita
***
Кадры из фильма взяты с сайта imdb: https://www.imdb.com/title/tt0109445/mediaindex?page=1&ref_=ttmi_mi_sm
Фотография "ризомы": ru.wikipedia.org/wiki/Корневище#/media/File:Polygonatum_multiflorum6_ies.jpg
13
148.038 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые