Теория пассионарности — история человечества как цикл жизни народов
За последние десятилетия облик нашего мира претерпел и продолжает претерпевать существенные изменения. Рухнул казалось бы незыблемый Советский Союз. Его торжествующий соперник, США, не долго почивал на лаврах абсолютного могущества и уже ощущает за спиной дыхание азиатских «тигров» — стран, сумевших всего за полвека преодолеть путь от тотальной нищеты к процветанию и авторитету. Тем временем Европа пребывает в смятении от нового «переселения народов», способного существенно изменить привычный нам культурный ландшафт западных стран.
На фоне столь активных изменений культурного, этнического и политического ландшафтов стоит вспомнить теорию этногенеза (говоря простым языком — теорию развития народов), выдвинутую нашим соотечественником — историком Львом Гумилёвым. Гумилёв предположил, что ходом исторического развития народа движет так называемая пассионарность — энергия, определяющая степень деятельной активности индивидов, составляющих этническую группу. Теория эта не раз подвергалась критике: отмечалась необоснованность суждений о происхождении пассионарности и некоторые хронологические несоответствия.
Тем не менее, при всех своих недочётах теория пассионарности имеет здравое зерно и может быть приложена к рассуждениям о драмах, разворачивающихся перед нами в глобальных масштабах.
Что такое пассионарность, кто такие пассионарии
Под термином «пассионарность» Гумилёв подразумевал некую энергию, побуждающую человека к активной деятельности. Причём деятельность эта не обязательно преследует благие намерения — пассионарием, то есть носителем повышенного уровня названной энергии, может быть как проповедник, так и жестокий завоеватель.
Пассионарные начало заставляет человека расширять границы своих владений и влияния — географического, материального или же духовного. Высокая концентрация пассионариев в той или иной общности запускает изменения культурно-политического и этнического ландшафта: происходят завоевания, открытия, распространение новых религий. В свою очередь, общество, в котором доминируют субпассионарии — носители пониженного уровня пассионарности, обречено на постепенное угасание и забвение. Соотношение пассионариев и субпассионариев — величина динамическая, и от её значения зависит стадия, в которой находится тот или иной народ на определённом этапе своего развития.
CC0 Creative Commons: pixabay.com/ru/панорама-средние-века-кампания-кому-2962730/
Фазы развития этноса
Лев Гумилёв описал следующие фазы жизни этноса:
- Первая фаза, или если быть точнее, «предфаза» называется гомеостаз.
Для неё характерно проживание на определённой территории так называемого этнического субстрата — различных племён, образований и общностей, пребывающих в состоянии относительного спокойствия и равновесия относительно друг-друга. «Они свыклись друг с другом; конфликты между ними постоянны, но незначительны и, как правило, проходят без заметных последствий… колебания идут в строго очерченных пределах» (Л.Гумилёв, Этногенез и биосфера Земли) - Вторая фаза — ломка. В течении нескольких поколений на свет являются пассионарии — их становится всё больше и они не согласны с существующим порядком вещей. Избыток энергии стимулирует их ломать устоявшиеся рамки и расширять границы своего бытия — физического, географического или же духовного. Ослеплённые пассионарностью, эти люди гибнут в больших количествах — ведь утверждение своей воли они ценят выше жизни, в то время как система противится изменениям, пытаясь усмирить бунтарей.
- Третья фаза — фаза перегрева или акматическая. Пассионарность достигает своего пика. Происходит резкое расширение границ, занимаемых этносом, растёт его влияние на соседей. Экспансия сопровождается соперничеством и резнёй. Тем не менее, большинство пассионариев гибнет, в результате чего система постепенно стабилизируется и переходит в следующую фазу
Четвёртая фаза — надлом. Количество пассионариев резко снижается, в результате чего происходит переход к стабильной фазе, которой предшествуют гражданские войны и внутренние распри. - Пятая фаза — инерция. Система стабилизирована, большинство этноса составляют гармонические личности, чья пассионарность держится на уровне «золотой середины». «Cпособность к расширению ареала снижается, и наступает пора воздействий на ландшафты собственной страны». (Л.Гумилёв, Этногенез и биосфера Земли) Активно развивается цивилизация, образуются государства, накапливаются материальные блага — общество вступает в период общей удовлетворённости и длительного благополучия. Как правило, на рубеже надлома и инерции происходит создание наиболее значимых произведений культуры. Как утверждает Гумилёв, «высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему». (Л.Гумилёв, Этногенез и биосфера Земли)
- Шестая фаза — обскурация. Не только активных, но и гармоничных людей становится всё меньше, постепенно растёт число посредственных, бесталанных членов общества. В иных условиях, они оказались бы нежизнеспособны, но длительное спокойствие и благополучие создало благодатную почву для подобных субпассионариев.
«Здесь господствуют, как и в предшествовавших стадиях, группы, только принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность…
Всякий рост становится явлением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в общественной жизни узаконивается коррупция, в армии солдаты держат в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами»
- Седьмая и финальная фаза — мемориальная. Общество более не способно создавать новые материальные и духовные ценности. Здесь память прошлом — единственное, что поддерживает самоидентификацию этноса.
Впоследствии этнос вырождается в этнический субстрат, который влачит относительно спокойное и безликое существование до тех пор, пока новые пассионарные взрывы не запустят исторический цикл по новой. В результате новых вспышек пассионарности этнос может возродиться в новом облике или же составить новый народ, объединившись с такими же соседями, пребывающими в состоянии субстрата.
Источник изображения: ic.pics.livejournal.com/salahbekov/14968742/86487/86487_original.jpg
А что же Россия?
В конце своей книги «От Руси к России» Гумилёв написал следующее:
«Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу. Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сделанное нами допущение верно, а мы пока не знаем фактов, ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если же на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…»
Так, согласно Л.Н.Гумилёву происходит ход этнической истории. Если вас заинтересовал этот пост — добро пожаловать в комментарии. Мне было бы интересно узнать ваше мнение:
- В какой фазе на ваш взгляд находится современное российское общество?
- Какие фазы переживают крупнейшие мировые суперэтносы — США, Европа, Китай и Азия в целом, Ближний Восток, Латинская Америка?
- Каковы перспективы дальнейшего развития мирового этнокультурного ландшафта и России в частности?
- Как вы оцениваете теорию Гумилёва и теории циклического развития истории в целом? (помимо Гумилёва существует ещё ряд учёных, выдвигавших подобные теории)
P.S.: Этот же пост можно прочесть в моём блоге на steemit: https://steemit.com/ru/@axbezzub/teoriya-passionarnosti-istoriya-chelovechestva-kak-cikl-zhizni-narodov
Изображение сверху: CC0 Creative Commons: pixabay.com/ru/резьба-помощь-роман-песчаник-817788/