Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
axbezzub
7 лет назад

Якутское кино. В далёкой республике Саха рождается своя киноиндустрия

Ещё несколько лет назад вся культурная жизнь страны была сосредоточена в двух столицах. Ситуация постепенно меняется, и в стране появляются новые творческие «центры силы». Один из таки центров — республика Саха (Якутия), где вот уже несколько десятилетий снимаются собственные фильмы на русском и якутском языках, открываются новые студии, проводится международный кинофестиваль и даже существует онлайн-кинотеатр якутских фильмов. В связи с этим, я и решил написать пост, знакомящий читателей с молодой киноиндустрией.

Я долго маялся над структурой этого поста — уж слишком о многом хотелось рассказать: об отдельных картинах, о студиях и фестивальных успехах. Однако, строго следуя каждому аспекту, рискуешь извести весь разговор к номенклатурному перечислению фактов. Оставим же это историкам из будущего, а пока обсудим якутское кино в непринуждённой и свободной манере. Я расскажу о некоторых якутских фильмах и приведу к каждому лирические отступления, которые описывают киноиндустрию этого региона. А в конце вас ждут ссылки на статьи и материалы, которые помогут вам узнать ещё больше.

Последний день (Бүтэһик күн) — якутское мокьюментари от первого лица

Режиссёр: Степан Бурнашев

Год: 2013

Жанр: Триллер

На что похоже: Ведьма из Блэр, Хардкор 

Я неслучайно начинаю рассказ именно с этого фильма. «Последний день» — вдохновляющий пример того, как талантливый человек может обратить дефицит средств в достоинство. Нехватка техники, денег и опыта — бич всех подвижников независимого (якутского в том числе) кино, вынужденных снимать свои первые фильмы полукустарным способом.

Тем не менее, Степан Бурнашев, элегантно вышел из положения, подстроив сюжет и стиль своего фильма под скромные производственные возможности. Главный герой, молодой парень из небольшой якутской деревушки, получает на день рождения камеру и с тех пор не расстаётся с подарком, снимая всё, что происходит вокруг. Фильм представлен как псевдодокументальная съёмка юноши — так бесхитростность съёмочной техники, доступной создателям фильма, становится оправданным художественным приёмом.

Фильм Бурнашева — авангардный по форме, но жанровый по содержанию. Его можно определить как мистический триллер. Наутро после своего дня рождения герой просыпается и ни находит ни единой души. Всё живое в деревне будто сквозь землю провалилось — вокруг ни людей, ни скота, ни даже единой собаки, и лишь бесхозно стоят вмиг опустевшие дома, магазины и автомобили. 

Простота съёмки не исключает сложности постановки — режиссёр проделал титаническую работу, добиваясь эстетической целостности своего фильма. Вот небольшой пример: в одной из сцен герой ставит перед собой камеру и рассказывает о произошедшем. На дворе ночь, единственный источник света в кадре — свеча на переднем плане. Когда актёр отыгрывает эмоциональную оценку, пламя свечи вздрагивает, и лицо героя на мгновение погружается в полумрак. Весь монолог снят одним долгим планом, но пламя дёргается ровно в ту секунду, когда это необходимо, чтобы подчеркнуть сиюсекундный оттенок в состоянии героя. Остаётся лишь снять шляпу перед упорством и трудолюбием режиссёра, добившегося вроде бы незаметного, но столь необходимого эффекта — в конечном счёте именно такие детали определяют кинематографичность фильма. 

Если вам нравятся фильмы от первого лица, вроде Хардкора, или мокьюментари-триллеры, как Ведьма из Блэр, то «Последний день» должен вас заинтересовать. Вообще, якутские режиссёры любят обращаться к разным формам триллера — может быть, к этому располагает суровый климат Якутии с длинными зимами и коротким, прохладным летом. Однако, жанровое разнообразие этой республики не ограничивается триллером. Следующий фильм — тому подтверждение. 

Вольные боотуры (Көҥүл боотурдар) — студия DETSAT как якутский аналог Монти Пайтона

Режиссёры: Роман Дорофеев и Дмитрий Шадрин

Год: 2010

Жанр: комедия

На что похоже: Монти Пайтон и священный Грааль, Робин Гуд: мужчины в трико, Миллион лет до нашей эры

Если предыдущий фильм представлял якутский триллер, то «Вольные боотуры» от студии DESTAT отражают другую грань якутского кино — комедию. Локомотивом этого жанра в республике вот уже около десяти лет остаётся студия, которую создали два выпускника московского театрального училища им.Щепкина — Алексей Егоров и Дмитрий Шадрин. Отучившись в столице, актёры вернулись на свою малую родину — в Якутию, где и стали законодателями якутского комедийного фильма.

Действие «Вольных боотураов» происходит в легендарные и незапамятные времена, когда якуты жили племенными кланами, во главе которых стояли вожди-тойоны. Прямо перед праздником Ысыах у одного из тойонов пропадает дочь. Безутешный вождь приглашает трёх легендарных воинов-боотуров (якутский воин-боотур — примерно то же, что богатырь в русской фольклорной традиции), чтобы те нашли пропавшую девушку.

По своему духу «Вольные боотуры» напоминают уже названные фильмы — «Монти Пайтон и священный Грааль», «Робин Гуд: мужчины в трико», «Миллион лет до нашей эры». Их объединяет общий подход: авторы берут обстоятельства, связанные с далёким прошлым, но раскрывают их в контексте современных культурных реалий. Легендарные воины общаются как пацаны с района, а приёмный сын вождя обладает явно нетрадиционными наклонностями. Традиционные штампы детективного жанра также подвергаются высмеиванию и порой доводятся до абсурда (не буду приводить примеров, чтобы не создавать спойлеров). Иными словами, основной приём этой детективной комедии — понижение высокого эпоса до низкого карнавально-балаганного контекста. И надо сказать, такой подход не раз оправдывал себя во множестве зарубежных комедий, ставших классикой жанра. Если вам интересно, как DETSAT перенёс этот метод на якутскую почву — посмотрите «Вольные боотуры».

Костёр на ветру — якутское кино штурмует фестивали

Историю Дмитрия Давыдова, режиссёра этого фильма, можно назвать воплощением американской «якутской» мечты. Простой учитель из небольшой деревни снял собственный полнометражный фильм, который моментально разошёлся по фестивалям — молодая якутская кинематография благоволит талантливым самородкам. Мировая премьера «Костра на ветру» состоялась на фестивале в южнокорейском городе Пусане — а это один из самых престижных смотров азиатского кино. Затем фильм триумфально принял участие в омском фестивале «Движение» и канадском «ImagineNATIVE»

К сожалению, я не могу рассказать больше об этой картине, так как её просто нереально отыскать в прокате. Но я знаю, что на следующий год после премьеры «Костра на ветру» фестиваль в Пусане провёл целую ретроспективу якутских фильмов.

Фестивальные успехи якутских кинематографистов не ограничиваются одной картиной. Лента «24 снега» приняла учатие в конкурсе документального кино на Московском международном кинофестивале, а новый фильм «Aga», снятый в Якутии и с якутскими актёрами интернациональной командой из Болгарии, Франции и Германии, попал в программу очередного Берлинале. Помимо всего прочего, в Якутске уже который год проводится собственный международный кинофестиваль, в котором, само собой, принимает участие немало работ местных режиссёров.

О якутском кино можно говорить бесконечно и всё равно не расскажешь обо всём. Дабы не затягивать этот пост до бесконечности, я оставлю несколько ссылок на материалы, из которых вы сможете узнать больше о кино республики Якутия.

АФИША


https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/cinema/yakutskoe-kinochudo-sem-primerov/

https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/16218/

ЖУРНАЛ «ИСКУССТВО КИНО»

http://www.kinoart.ru/archive/2006/02/n2-article16

http://kinoart.ru/archive/2016/01/bogotvorets-i-vizioner-bog-desegej-rezh-sergej-potapov-nerazgadannaya-lyubov-rezh-mikhail-lukachevskij 

THE VILLAGE

http://www.the-village.ru/village/business/sdelal/160255-yakutskoe-kino

МЕДУЗА

https://meduza.io/feature/2017/04/27/koster-na-vetru-dmitriya-davydova-sensatsionnyy-film-otkryvshiy-miru-yakutskiy-kinematograf

Источники изобажений: 

http://sakhamovie.ru/#!/post/157
http://sakhamovie.ru/#!/post/25

Этот пост доступен и на моём блоге в steemit: https://steemit.com/ru/@axbezzub/yakutskoe-kino-v-dalyokoi-respublike-sakha-rozhdaetsya-svoya-kinoindustriya

____________________________________________________________________________

Если вам понравился этот пост, то я хотел бы попросить вас поддержать меня на проекте Aethia. Это новая блокчейн-тамагочи игра, наподобие криптокотят. До середины февраля у них идёт набор пользователей. Создатели обещают отсыпать немного Ethereum-монет своим самым активным промоутерам. Если вы зарегистрируетесь и успеете пригласить несколько своих друзей, то сможете получить яйцо, которое имеет стоимость в Ethereum.
Ссылка (реферальная): https://aethia.co/welcome/lHvTSwOFSHHWi1aLeYeJBMWXygRtWcVH
Обычная ссылка: https://aethia.co (если зарегистрируетесь по реферальной, то поддержите выпуск моих новых постов о кино)

9
88.829 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые