50\50 Доля и Недоля. (Девы Судьбы)
За этот пост производится выплата по принципу равного вознаграждения 50\50.
Остыла смола, превратилась в янтарь
В глазах твоих затускнела печаль
Глядишь на меня с неземною тоской
Как- будто бы я виноват пред тобой.
Понятие Доли и Недоли (Стреча и Несреча сербск.) встречается в основном у восточных и южных славян. Западные как-то обошлись без персонификации Беды и Лиха Одноглазого. Это своего рода Девы Судьбы-так вроде принято говорить в современном игровом слэнге?.
Считалось, что добрую или злую Долю ребенку предрекает мать в момент рождения.
Доля у каждого своя, но общее что-то в ее внешнем виде есть. У купца Доля в виде статной девушки-брюнетки, у крестьянина-в виде строгой домовитой женщины средних лет...
Недоля представала как ленивая, ободранная женщина в лохмотьях, старуха от которой не отделаться.
Но были и специальные обряды, призванные исправить Злую Долю. Мне они известны, но не буду забивать головы своих дорогих подписчиков всякими пикселями о магии и тому подобном-я категорический противник любой магии.
Вот прелестная русская народная сказка, по сабжу.
ДВЕ ДОЛИ
Жил да был мужик, прижил двух сыновей и помер. Задумали братья жениться: старший взял бедную, младший — богатую; а живут вместе, не делятся.
Вот начали жены их меж собой ссориться да вздорить; одна говорит:
— Я за старшим братом замужем; мой верх должóн быть!
А другая:
— Нет, мой верх! Я богаче тебя!
Братья смотрели, смотрели, видят, что жены не ладят, разделили отцовское добро поровну и разошлись.
У старшего брата что ни год, то дети рожаются, а хозяйство все плоше да хуже идет; до того дошло, что совсем разорился. Пока хлеб да деньги были — на детей глядя, радовался, а как обеднял — и детям не рад! Пошел к меньшому брату:
— Помоги-де в бедности!
Тот наотрез отказал:
— Живи, как сам знаешь! У меня свои дети подрастают.
Вот немного погодя опять пришел бедный к богатому.
— Одолжи, — просит, — хоть на один день лошади; пахать не на чем!
— Сходи на поле и возьми на один день; да смотри — не замучь!
Бедный пришел на поле и видит, что какие-то люди на братниных лошадях землю пашут.
— Стой! — закричал. — Сказывайте, что вы за люди?
— А ты что за спрос?
— Да то, что эти лошади моего брата!
— А разве не видишь ты, — отозвался один из пахарей, — что я — Счастье твоего брата; он пьет, гуляет, ничего не знает, а мы на него работаем.
— Куда же мое Счастье девалось?
— А твое Счастье вон там-то под кустом в красной рубашке лежит, ни днем, ни ночью ничего не делает, только спит!
«Ладно, — думает мужик, — доберусь я до тебя».
Пошел, вырезал толстую палку, подкрался к своему Счастью и вытянул его по боку изо всей силы. Счастье проснулось и спрашивает:
— Что ты дерешься?
— Еще не так прибью! Люди добрые землю пашут, а ты без просыпу спишь!
— А ты небось хочешь, чтоб я на тебя пахал? И не думай!
— Что ж? Все будешь под кустом лежать? Ведь этак мне умирать с голоду придется!
— Ну, коли хочешь, чтоб я тебе помочь делал, так ты брось крестьянское дело да займись торговлею. Я к вашей работе совсем непривычен, а купеческие дела всякие знаю.
— Займись торговлею!.. Да было бы на что! Мне есть нечего, а не то что в торг пускаться.
— Ну хоть сними с своей бабы старый сарафан да продай; на те деньги купи новый — и тот продай! А уж я стану тебе помогать: ни на шаг прочь не отойду!
— Хорошо!
Поутру говорит бедняк своей жене:
— Ну, жена, собирайся, пойдем в город.
— Зачем?
— Хочу в мещане приписаться, торговать зачну.
— С ума, что ли, спятил? Детей кормить нечем, а он в город норовит!
— Не твое дело! Укладывай все имение, забирай детишек, и пойдем.
Вот и собрались. Помолились богу, стали наглухо запирать свою избушку и послышали, что кто-то горько плачет в избе. Хозяин спрашивает:
— Кто там плачет?
— Это я — Горе!
— О чем же ты плачешь?
— Да как же мне не плакать? Сам ты уезжаешь, а меня здесь покидаешь.
— Нет, милое! Я тебя с собой возьму, а здесь не покину. Эй жена! — говорит. — Выкидывай из сундука свою поклажу.
Жена опорожнила сундук.
— Ну-ка, Горе, полезай в сундук!
Горе влезло; он его запер тремя замками; зарыл сундук в землю и говорит:
— Пропадай ты, проклятое! Чтоб век с тобой не знаться!
Приходит бедный с женой и с детьми в город, нанял себе квартиру и начал торговать: взял старый женин сарафан, понес на базар и продал за рубль; на те деньги купил новый сарафан и продал его за два рубля. И вот таким-то счастливым торгом, что за всякую вещь двойную цену получал, разбогател он в самое короткое время и записался в купцы.
Услыхал про то младший брат, приезжает к нему в гости и спрашивает:
— Скажи, пожалуй, как это ты ухитрился — из нищеты богачом стал?
— Да просто, — отвечает купец, — я свое Горе в сундук запер да в землю зарыл.
— В каком месте?
— В деревне, на старом дворе.
Младший брат чуть не плачет от зависти; поехал сейчас на деревню, вырыл сундук и выпустил оттуда Горе.
— Ступай, — говорит, — к моему брату, разори его до последней нитки!
— Нет! — отвечает Горе. — Я лучше к тебе пристану, а к нему не пойду; ты — добрый человек, ты меня на свет выпустил! А тот лиходей — в землю упрятал!
Немного прошло времени — разорился завистливый брат и из богатого мужика сделался голым бедняком.
Из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки».
Предлагаю послушать песню Владимира Высоцкого "Беда", в исполнении Зары.
На мой взгляд, это лучшее исполнение "Беды". А кто ведь эту песню только только не пел- и Алла Пугачева, и Марина Влади, и Азиза и ет цетера...
Примечательно, что эту песню написал мужчина. Чем дольше живу, тем более уверяюсь, что мужчины относятся к женщинам лучше и теплее, нежели сами женщины друг к дружке.
Вполне вероятно, что я ошибаюсь. В любом случае, спорить ни с кем не буду.
Мне видится в тексте Высоцкого языческое, дохристианское влияние. Он явно изучал народный фольклор, или в годы его жизни он еще бытовал среди населения.
Беда в песне и есть та самая злополучная Недоля.
картинка отсюда http://ruspravda.info/Dolya-i-Nedolya-devi-sudbi-931.html