Научное подтверждение буддийских идей и практик
Мы уже обсуждали, что буддизм - это полноценная религия и мало пересекается с наукой. Так же была речь о том, что под медитацией понимается почти что угодно. Однако, если строго подходить к вопросу, то можно научно изучить целый ряд аспектов буддизма, что и было сделано в книге про нейрофизиологию медитативных практик. Но сейчас речь пойдёт не о книге: автор этой книги прокомментировал некоторые положения буддизма с точки зрения нейронауки. Давайте разберём их - что не должно вам помешать прочитать первоисточники, там несколько иное и с другой стороны.
Благородные истины
Учение Будды базируется на четырёх Благородных Истинах:
- Благородная истина о страдании
- Благородная истина о происхождении причин страдания
- Благородная истина о возможности прекращении страдания и его причин
- Благородная истина о пути, ведущем к прекращению страдания
Разбирая истины Будда говорил, что есть основные причины страдания: жажда, алчность, страсть. Говоря биологическим языком - это неудовлетворённость. Практически невозможно сделать так, чтобы нам чего-то не хотелось, невозможно удовлетворить все потребности живого существа - всегда будет появляться новое желание. Накормили - хочется пить, напоили - хочется спать или размножаться или играть. Вкусная еда быстро приедается и хочется более изысканной. И так далее практически во всём.
В этом особенность нашей физиологии: любые ощущения - это нервные импульсы, идущие по нашей нервной системе. Если идёт постоянный сигнал, то чувствительность к нему падает, и он перестаёт давать те же ощущение, что раньше. Именно потому наркоманам приходится увеличивать дозы. Именно потому алкоголики пьют всё больше. Именно потому, вкусная еда приедается. Но именно потому же после долгой жажды простая чистая вода кажется небесным нектаром, а после долгого голода - обычный хлеб манной небесной.
В силу этой особенности нашей физиологии любое воздействие со временем начнёт приносить страдание, даже если вначале оно приносило блаженство.
Отмечу, что по ссылке объясняется сильно иначе, но, на самом деле, речь всё о том же.
Один из авторов книги говорит:
Ричард Дэвидсон: «На нейрофизиологическом уровне активность нашего мозга постоянно модулируется чувствами привязанности и отвращения. Мы хотим того, чего не можем иметь, и избегаем того, что может причинять нам боль. Это базовые принципы работы мозга. Нужна тренировка, чтобы развить способности изменять наши отношения с привязанностью и отторжением. Она может изменить мозг».
И это почти дословно совпадает с Дхаммой - Учением Будды. Желание иметь то, что приятно и желание избавиться от того, что неприятно.
Третья Благородная Истина тоже сочетается с научными знаниями о человеке. То есть методы избавления от страдания соответствуют тому, как следует разгружать мозг. И, как часто приходится делать, указывается, что избавление от привязанностей и страдание не есть самоизоляция и лишение всех, желаний, стремлений и эмоций. Снова дадим слово одному из авторов книги:
Ричард Дэвидсон: «„Свобода от привязанностей“ не подразумевает лишения всех эмоций, как будто мы зомби... Именно привязанность заставляет эмоции длиться, даже когда они уже бесполезны, — и именно это их свойство оказывается ловушкой, а не сами переживания. В нейропсихологической литературе можно найти много неопределенных намеков на то, что пониженная привязанность связана с изменением характера соединений некоторых частей мозга — таких, при которых эмоции не могут больше „взламывать“ ключевые структуры мозга. Но с притуплением эмоциональных центров это никак не связано».
О чём всё это говорит? О том, что Будда и с научной точки зрения очень многое видел правильно, верно подмечал особенности работы мозга человека и понял, как нужно с ним работать.
Иллюзорность мира
Про иллюзорность окружающего мира больше говорят на Тибете, но в тхераваде тоже есть об этом: мир не таков, как нам кажется, хотя и существует на самом деле, вне зависимости от нашего восприятия. На самом деле не всё просто: дхаммы, из которых состоит материальный мир, существуют в связи с нашим восприятием, но и независимо от него тоже. Для европейского ума очень непривычные построения, потому сложно воспринимаемые.
Однако наука приходит к похожим взглядам: мы в уме строим картину мира, которая никогда полностью не совпадает с реальностью. И эта картина мира очень сильно зависит от того, как, чем и когда мы воспринимаем мир. В зависимости от нашего состояния, например, от эмоций, будет находиться то, как мы воспринимаем одни и те же объекты. Сам объект не изменился, но из красивого стал отвратительным просто потому, что у нас изменилось настроение или мы о нём узнали что-то новое. Вот цитата из статьи:
«Дхаммапада» — сборник высказываний Будды периода раннего буддизма — начинается с такой строки: «Всё, что мы собой представляем, — есть плод наших помыслов». Мы всё больше убеждаемся в том, что это не иносказание, а меткое замечание об особенностях работы нашего мозга.
Не знаю из какого перевода это взято, но я нашёл такую первую строку:
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены.
Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,
то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.
По смыслу близко: из дхамм состоит всё, включая наше тело, наш ум, наши эмоции и весь окружающий мир. А они, в свою очередь, во многом плод нашего ума, возникают из-за его работы, что довольно точно описывает научные представления о нас и нашем разуме.
Медитация как управление привычками мозга
Неуправляемый ум, с его безумными эмоциями и прочим, является одной из основ страданий в нашей жизни. Медитация - главный инструмент буддиста для управления мозгом, умом, сознанием, разумом, называйте как хотите. Одна из важных целей медитации, особенно буддийской, в том, чтобы достичь знания о том, что Благородные Истины действительно истины, что мир иллюзорен в том плане, в каком мы это обсуждали, и научиться независимости от внешних стимулов, сделать так, чтобы психика не увлекалась завлекалочками, которые приходят из органов чувств. Всё это можно объединить одним несколько загадочным словом - осознанность. Осознанное поведение - это такое поведение, когда мы не сразу реагируем, а сначала проанализируем, подумаем, а уж потом реагируем нужным образом, а не как хочется левой задней.
Ещё одна цитата:
Ричард Дэвидсон: «Да, эта картина вполне имеет смысл с точки зрения науки. Мы можем подумать о пыли и волнах как об эмоциях, которые разрывают, окрашивают и искажают наше восприятие и мысли. Научные данные показывают, что при ощущении угрозы у большинства людей активируется миндалина, которая в свою очередь модулирует или искажает на ранних стадиях обработку сенсорной информации в коре головного мозга. Вот так и происходит процесс превращения эмоций в рябь и пыль, замутняющих наш разум».
Мы опять видим полное согласие буддийской доктрины с научными знаниями нейробиологии. И не только в этом плане, но и в том, что медитация полезна для нас - она меняет мозг и наши умственные, психические процессы, меняет набор психических состояний.
Корректно поставленные эксперименты с опытными медитаторами и новичками (бывает сложно в том, чтобы определить качественного медитатора, который именно медитирует, а не просто долго сидит) показывают аномальную активность мозга - такую как бывает, когда вы делаете какое открытие, чувствуете инсайт или просто решаете ребус, сложную задачу.
Кроме того, мозг опытного медитатора может очень быстро и эффективно переключаться с одной цели на другую, менять свою активность. Быстрее обычного ума, который зациклен на самом себе, на рефлексии, да ещё и отвлекается на всё подряд. И, что важно, изменения в работе мозга сохраняются надолго после медитации. Если практиковать постоянно - навсегда.
Эти научные данные, мне кажется, говорят о том, что медитация не должна быть просто способом для релаксации ума, как сейчас её продвигают в западном мире. Именно с правильными начальными установками, например теми, что объясняет Будда, медитация будет давать максимальный и нужный результат. Нужный - в том числе для счастливой жизни в миру, не обязательно становиться монахом. Для современного европейца буддийские основы медитации могут быть малопонятны, тогда их можно частично заменять научными объяснениями, так как они согласуются с Учением Будды.
Посмотрите: если мы не знаем для чего мы медитируем, наш мозг не будет правильно менять свои привычки и создавать непривычную активность, не будет концентрироваться. Именно правильные начальные установки ведут к тому, что мозг меняет активность и привносит осознанность в нашу жизнь. И неважно как это аргументировать научно или по-буддийским канонам.