Тхеравада и веданта. Отличие и сходство
Недавно @africaner предложил мне сравнить буддизм с ведантой. Мало, что знаю о второй, но источников сейчас много, так что я решил попробовать.
Прежде всего нужно определиться с тем, что мы будем сравнивать. Буддизм, как я уже писал, очень разнообразный, сравнивать с "вообще буддизмом" невозможно. В этом блоге я пишу только с позиции тхеравады, знаю её лучше всего, так что сравнивать буду именно с учением школы тхеравады. С другой стороны, быстрый поиск показал, что веданта тоже неоднородна, но, как понял, наиболее известна адвайта-веданта.Так что сравнивать буду тхераваду с адвайтой. Вот такая конкретика.
Адвайта-веданта была основана Шанкарой в конце 8 века нашей эры, то есть больше чем на тысячу лет позднее, чем буддизм. К тому времени индуизм, к которому относится веданта, впитал в себя много идей, крайне схожих с буддизмом. Это произошло в том числе из-за тесного контакта и полемики между школами и религиями. То есть нельзя сказать, что адвайта появилась без влияния различных школ буддизма. К 8 веку нашей эры в Индии буддизм практически исчез под давлением адаптирующегося индуизма. Схожесть учений стала очень велика.
Давайте пройдёмся по пунктам учения адвайты и сравним её с тем, кто говорил Будда. С сайта, посвящённого адвайте:
Адвайта утверждает, что реальная сущность души, индивидуальности - ни что иное, как сам Брахман (Бог).
Тхеравада утверждает, что реальная сущность души, индивидуальности - это иллюзия, заблуждение. Души нет, так же как и "Я".
Из Вики:
Основной тезис: «Брахман реален, мир нереален, джива (индивидуальная душа) и Брахман — одно и то же»
Понятия Брахмана и Атмана в тхераваде считаются ложными. Собственно анатта - одно из центральных положений тхеравады. Анатта - отсутствия "Я", отсутствие души, отсутствие чего-то постоянного в человеке, о чём можно сказать "это я". Соответственно не важно личное это или единое с Брахманом - всё равно иллюзия. Очень приятная, очень желанная иллюзия, но именно она. От этой иллюзии избавляются на самой последней стадии, её остатки пропадают только у архатов.
Кроме того отдельно отмечу: Брахман, как Бог, как абсолют, тхеравадой отрицается. Ещё цитата:
О Брахмане утверждается как об основании, на котором происходят все ощущаемые феномены, а также как об антарьями - внутреннем управителе всех сущест.
Идея пустотности всего противоречит этому отверждению адвайты, так же как и то, что реально существуют только дхаммы.
В тоже время мир, который адвайтой считается нереальным, в тхераваде признаётся реально существующим, пусть и мы воспринимаем его обычно неправильно: принимает некрасивое за красивое, непостоянное за постоянное и так далее.
При этом можно найти общее в представлении о мире. Идея майи близка к описанию буддийского мира, правда, как пишет, Вики, ближе всего к мадхъямике - одной из школ махаяны,а как мы уже обсуждали, тхеравада очень сильно отличается от махаяны.
Целью адвайты является постижение идентичности личного "Я" с Брахманом:
...при осознании Брахмана множественность исчезает. Избавление от авидьи поэтому есть синоним осознания Брахмана, т.е. мокши.
Скорее, "знание Брахмана" приводит к избавлению от невежества относительно своей собственной природы - Брахмана. Таким образом, "знать Брахман" - это "быть Брахманом".
Мокша - это аналог Просветления, освобождения из круговорота перерождений. То есть цель адвайты - это постижение того, что с точки зрения тхеравады ошибочное воззрение.
С другой стороны, адвайта говорит о том, что каждый является Брахманом, просто не осознаёт это. Похожие идеи есть в поздних школах буддизма, где говорится, что каждый является Буддой, но просто не знает об этом, и цель как раз осознать это.
Тхеравада не согласна с этой позицией и говорит, что Буддой нужно стать. И, скорее всего, в этой жизни достичь этого не получится, особенно в наше время.
При наличии описанных различий, есть и много сходных идей:
Согласно анализу адвайты, человеческая жизнь и поведение объясняется на основе теории кармы, которая приводит круг перерождений в движение. Все действия, хорошие и плохие, создают свои собственные кармические осадки, называемые васанами, которые демонстрируют свои результаты через некоторый период времени. Карма, которая уже начала приносить плоды, называется прарабдха-карма. Это та карма, которая ответственна за наше нынешнее рождение. Собравшаяся карма, которая уже готова дать плоды, называется санчита-карма. По мере того, как цикл перерождений продолжается, карма создается на будущее, и это называется агами-карма. Освобождение (мокша) видится как выход из этого бесконечного цикла.
Описанный механизм кармы практически идентичен тхеравадинской камме, и махаянской карме, что говорит об общих истоках учений.
Само название адвайта-веданта указывает на недвойственность мира, отказ от противопоставления "Я" и внешнего мира, что тоже близко буддизму с анаттой. Правда, как мы видели выше, аналогия весьма поверхностная.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что при наличии некоторых общих черт, скорее всего заимствованных индуизмом из буддизма, тхеравада кардинально отличается от адвайты. Если же сравнивать более поздние школы буддизма, то окажется, что общих черт значительно больше из-за взаимообмена идеями. Ранний же буддизм сильно отличается от адвайты и, особенно, раннего индуизма.