Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
buddistka
7 лет назад

Как финны привозили свои традиции в Россию

Накануне Первой мировой войны у финнов, живших в Петербурге и ближайших окрестностях, насчитывалось около 30 различных обществ, объединений и кружков по интересам. Без дела финны не сидели, развлечений у них было достаточно, причем, многие были их, национальными. Работали благотворительные и трезвеннические союзы, хоры и духовые оркестры, спортивные секции, скаутские организации и, например, Христианские объединения юношей и девушек. Жизнь колонии петербургских финнов в начале ХХ в. была связана с организацией концертов, вечеров, праздников, которые занимали всех финнов, независимо от их принадлежности к сословию. В разгар зимнего сезона бывали даже два мероприятия в один и тот же день.

Культурная программа 

В их программу помимо прочего включались спектакль и танцы, что привлекало людей. Например, на трех «больших вечерах!», организованных в 1915 г. обществом трезвости «Алку!», присутствовало в общей сложности 1800 человек «из слоев трудового народа!».

Хоровое пение и занятия в театральных кружках были популярны во всех социальных кругах. Первопроходцем в организации занятий хоровым искусством было петербургское Финское хоровое общество, основанное в 1872 г. К началу ХХ в. насчитывалось уже около десятка хоров: даже у сапожников и трубочистов были свои коллективы. Те же, кого не увлекала классическая музыка, посещали выступления духовых оркестров и куплетистов. И хотя усилия по созданию финского театра в Петербурге пока не увенчивались успехом, увлечение любительской сценой было почти всеобщим. Драматические кружки существовали как в местных организациях трезвеннического общества «Алку», так и у железнодорожных рабочих. К заоблачным высотам театрального искусства не стремились, театр был просто развлечением, как сегодня поход в кино. Самыми популярными постановками были комедии финских авторов и спектакли с обилием песен и музыки. Главное - весело, громко и задорно. Вне конкуренции у публики была пьеса Теуво Паккала «На сплавной реке!», которую даже перевели на русский язык. 

Спорт

Занимались финны и спортом, не все было о культуре и искусстве. В 1893 г. в Петербурге было основано Финское гимнастическое объединение, позднее такое же общество появилось и у железнодорожников, и, наконец, образовалось общество, объединившее любителей борьбы и силовых видов спорта. И хотя местные финны занимались также легкой атлетикой и футболом, все же гимнастика и борьба пользовались у них большей популярностью. Большой спортивный успех выпал на долю Эмиля Вяре из общества «Тармов», который на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме завоевал золотую медаль среди борцов полутяжелого веса.

Железнодорожники, жившие на протяжении длительного времени в своем замкнутом мире, продемонстрировали самодостаточность и в области личных увлечений и организации досуга у них были свои швейные, театральные, гимнастические кружки и даже танцевальный коллектив «друзья народного танца».

Железнодорожники владели залом, расположенном неподалеку от Финляндского вокзала на Симбирской улице, в котором и проводились развлекательные мероприятия. Дагмар Вахторанта вспоминает об этих мероприятиях как об очень приятных, домашних вечерах. Айно Лоухи, которая не имела отношения к железной дороге, рассказывает о том, что на эти вечера приходило много финнов со стороны: это были домработницы, прислуга и т. д. Именно там немало старых дев подцепили себе мужей.

Культурные устремления петербургских финнов и даже их занятия спортом были тесно связаны с Финляндией, откуда поступали духовные импульсы, новые идеи и приезжали «нужные!» люди. Особенно тепло, и об этом часто говорится в воспоминаниях, приветствовался приезд в Петербург финских деятелей искусств, которые оказывали стимулирующее влияние на художественные увлечения местных соплеменников.
 

Первый финский театральный коллектив, Финский театр Каарло Бергбома, побывал в гостях у петербургских финнов уже в начале 1870-х гг., и позднее подобные гастроли этого коллектива неоднократно повторялись. В Петербурге гастролировали и другие театральные труппы, особенно часто в столице бывал Выборгский сельский театр. Большим успехом пользовалась Ида Аалберг, неоднократно посещавшая Петербург в 1880-х гг., и даже перебравшаяся туда на жительство, благодаря своему замужеству. Музыкальная жизнь петербургских финнов также получала
подпитку из Финляндии. Перед петербургскими финнами выступали Майкки Ярнефельт, Тойво Куула с супругой Альмой, Оскар Мериканто, Абрахам Оянперя и Вяйнё Сола. Даже простой народ спешил в залы, когда Паси Яскеляйнен пела и играла на кантеле или когда И. А. Таннер выступал со своими куплетами. Петербург предлагал финнам необыкновенные возможности для досуга и удовлетворения культурных запросов - от балета Мариинского театра и концертов в Консерватории до картинных галерей Эрмитажа, от цирка Чинизелли и фокусников в Таврическом саду до ипподромных скачек. Со всем этим собственные мероприятия петербургских финнов соперничать, естественно, не могли.
 

Трудно сказать, какая часть петербургских финнов принимала участие в жизни финских союзов, кружков и объединений. Конечно же, в этой сфере общественной деятельности участвовали далеко не все.
 

Рабочие и представители низших социальных слоев финской колонии вспоминали, что поиски куска хлеба не оставляли времени на развлечения и на общественную деятельность: «... для ребенка, росшего в бедной семье, на первом месте был заработок»,- рассказывал Густав Сильоваара, начинавший мальчиком на побегушках. И старшее поколение, даже, несмотря на улучшение материального положения, считало общественную деятельность суетой и пустой тратой времени. Ида Пейтсало вспоминала о своих родителях, владевших ювелирным магазином, что они держались в стороне от любых проявлений общественной деятельности: «Они поехали делать состояние, и это было смыслом их жизни!».
 

Вместе с тем признано, что молодые предприниматели и промышленники, прибывавшие из Финляндии в конце XIX в., также не особо активно включались в общественную жизнь петербургских финнов. При этом надо отметить, что часть финнов, родившихся В Петербурге и хорошо владевших русским языком, работая вместе с русскими, избегала по окончании трудовой недели совместного с ними времяпровождения. Представители дворянства и высшего чиновничества в общественных мероприятиях петербургских финнов замечены не были.

Но тот факт, что финская колония имперской столицы не утонула и не растворилась в огромной инородной среде, является свидетельством важности той роли, которую играла культурная и общественная деятельность петербургских финнов. Как-никак, одно лишь только посещение собственных художественных вечеров и танцев втягивало в орбиту общественной жизни тысячи финнов. Мероприятия - несмотря на то, что они проводились порознь разными организациями - создавали возможности для общения финнов между собой и наилучшие условия для формирования и сохранения своей культуры. Связи с Финляндией не прерывались, и многие идеи и духовные импульсы приходили сюда с территории, находившейся к западу от границы империи.  

3
0.011 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые