Посредственная история Астрал: Последний ключ
За плечами Джеймса Вана уже несколько серий фильмов, в которых каждый сиквел смог окупить себя в десятки раз. Начиная с франчайза «Пила» и заканчивая уже достаточно успешной и обширной вселенной "Заклятие". В этих двух гигантов есть младший брат - серия "Астрал", которая хоть и была тепло принята еще с первого фильма, но до масштабов "Заклятие» не разрослась. Но в новом году нам показали дежурную часть с подзаголовком "Последний ключ", на этот раз окончательно последнюю (четвертую) в серии.
"Астрал" начался с истории о мальчике, который впал в кому из злых духов. Бесы жили в новом доме, куда переехала его семья. И хотя они снова изменили квартиры на новую (потому что никто не захочет жить в доме, где происходят потусторонние вещи), злой дух не покинул семью, продолжая терроризировать убитых горем родителей. Мальчик ходил местом, в честь которого и назван фильм. Такой простой сюжет начал интересный и довольно атмосферный цикл. Каждая новая часть рассказывала о событиях, которые так или иначе были связаны с предыдущими и снимали занавес из секретов, которые оставляли предыдущие фильмы. Например, кто такая эта бабка в черном, или что случилось с Джошем. Четвертая часть в этом плане не исключение, она не только ответила на несколько вопросов, но и логично замкнула круг историй. Короче говоря, "Астрал" можно объединить в один семичасовой фильм. Вместе они составляют одно целое, что является большим плюсом. В зрителя не бросают тонами ненужных бессвязных историй, которые происходят в разные эпохи и века, здесь все гармонично.
"Астрал: Последний ключ" является приквелом первой части и сиквелом третьей. Если третья часть была началом истории знакомства Элис с "охотниками за привидениями" и непосредственно о связи с семьей Ламберт, то четвертый фильм показывает жизнь поборницы бесов, как все началось и почему она помогает Долтону. Поэтому сюжетных дырздесь нет, сценарий написан умелыми руками.
Весомым плюсом является еще атмосфера. Она, к сожалению, не на 100% приближена к первой части, а где-то на 80. Но не спешите кривить рожи, это небольшая разница, потому что по сравнению с каким-то другим посредственным ужастик, эти проценты можно умножить на три. Напряжение в фильме сильное: много моментов вводят зрителя в заблуждение, будто перед вами стандартное клише и здесь вы должны были бы подпрыгнуть от испуга, но нет, этого или совсем не происходит, или черт выпрыгивает в совершенно неожиданный момент.
Ни минусом, ни плюсом является несоответствие трейлера. Во-первых, он вводит зрителя в заблуждение. Во-вторых, в фильм не попало около пятнадцати минут отснятого материала. Речь про момент со шкафом, когда девушка скрывалась от потустороннего существа. Он больше напоминает "Заклятие", возможно это повлияло на удаление фрагмента. По опыту скажу, что я не увидел потери содержания, а только то, что нескольких моментов не хватало. Есть еще несколько пропавших фрагментов, но действительно, с ними или без них, фильм выглядел бы целостно. Вызывает подозрение только то, что предыдущие три части в своих трейлерах не имели ничего лишнего. От нас скрыли или какой-то бонусный материал, или намек на еще одну часть. Хотя куда дальше, если "Астрал: Последний ключ" подводит нас за пол суток до начала первой части?
Первый "Астрал" в 2010 году изрядно поразил ценителей жанра. Это было действительно что-то свежее, с собственной атмосферой и нестандартным видением. Но через два года вышел фильм "Заклятие", который был явно лучше "Астрал", а потом еще и получил несколько спин-офов. Тогда Джеймс Ван смог превзойти самого себя. Если "Астрал" был "пробой пера", то лента "Заклятие" удалась значительно лучшей, вобрав в себя все лучшее и добавив еще много оригинального.
"Астрал" хоть и закончился для Вана на второй части, но продюсеры так не думали и решили дополнить историю. Благодаря этому зрители увидели немного посредственную, но достойную историю (кроме первых двух частей). Итак, если вы перфекционист и хотите собрать пазл, то четвертая часть "Астрала" стоит вашего внимания.