"Скорей беги и долго не возвращайся" - проза лучшего французского детектива
В книге « Скорее беги и долго не возвращайся » первое что бросилось в глаза - обложка. Возникает ощущение, что под ней - тот тип романов, где будут побеги, преследования, безумный бред, религиозные фанатики, суета и слабо мотивированный псих-маньяк как главный злодей. Спешу всех убедить - это не так.
Обложка одновременно и привлекательна, и несколько обманчива. Потому что вместо хаотичного повествования получаешь отстоянную (точно как французское вино) интеллектуальную прозу с особым ритмом, создать который могут только опытные мастера своего дела.
В Париже на дверях многоэтажек начали появляться средневековые четверки. Комиссар Адамберґ чувствует, что за ними будут и убийства. И действительно, проходит время - и в городе найден первый почерневший труп. А между людьми распространяется слух, что в Париже может вспыхнуть чума, однако полиция якобы это скрывает. Похоже на бред? Варгас все опишет так, что на мгновение и сам задумаешься: а может в современном мегаполисе взорваться ужасная болезнь из прошлого?
Жители Парижа озадачены; безумец рисует на дверях квартир средневековые кресты; черные мертвые тела находят в разных уголках города пресса подливает масла в огонь, и сам убийца будто насмехается над полиции и жителей города. Все это падает на плечи комиссару Жану-Батисту Адамберґу.
Он умеет распутывать дела с кучей пробелов благодаря почти сверхъестественной интуиции. Это работает у него примерно так: «Знаю, но объяснить пока не могу, и не спрашивай меня, почему это так». Однако и аналитические способности Адамберґа тоже на высоте. Иногда комиссар может прекратить думать вообще: чувствует, что это не имеет смысла, и все случится, хочет он того или нет. От такой стихийности, что иногда напоминает безразличие и бездействие, его напарник инспектор Данґлар вплоть закипает.
Во второстепенных героях Варгас выискивает черты, за которые их не только запомнишь, но и вполне вероятно, полюбишь. Это и бывший моряк Ле Ґерн, что выбрал для себя удивительную для нашего времени профессию глашатая, и «советник по жизненных вопросов» Декамбре; и инспектор и многодетный отец Данґлар; и, конечно, подруга комиссара Камилла.
Все они неординарные личности, однако ни в коем случае не идеальны. Сам Адамберґ невысокого роста, черты его лица - одна сплошная «неправильность», и Данґлар даже с его патологического неумением одеваться смеется.
Описывая, как паника растет в городе, как психологически тяжело работникам полиции бороться с невидимым злом, Варгас вкрапляет в текст и шутки, и «слишком человеческие» и до боли смешные ситуации. Инспектор Данґлар, которого бросила жена, заливает депрессию вином, но остается заботливым отцом и компетентным полицейским.
В традициях лучших детективов, эффект «ого!» В конце срабатывает безотказно, как бы внимательно НЕ вчитывался в строки и сколько бы теорий абзац НЕ производил: а Варгас дает немало пространства для додумывания.
О комиссара Адамберґа написано 7 книг, « Скорее беги и долго не возвращайся » (2001) - четвертая. Насладиться развитием сюжета и диалогами, которые интересны и в контексте расследования, и вне его, можно сполна.
Почему такое название? В древности лекарств от чумы не было. Поэтому единственный совет, который могли дать бедолаге, чтобы тот спасся: скорее беги и долго не возвращайся.