Как я увлекалась макро
Лет пять назад, влюбившись в снимки Осокина и Зивановича, я не на шутку увлеклась макрофотографией. Хотелось изучить на практике и этот вид съемки.
Я вполне допускаю, что сейчас те макрофотографии мало у кого вызовут столь бурный восторг из-за элементарной доступности более качественного контента, как в художественном, так и в техническом плане, но на тот момент это был весьма мощный мессендж для многих фотографов, чтобы попробовать использовать хотя бы макролинзы.
Для некоторых эти попытки переросли в настоящую страсть, порой переходящую в безрассудную манию. Я наблюдала за таким сумасшествием на некоторых русскоязычных фотосайтах: при отсутствии ликвидности рынка, люди покупали несопоставимую с их доходами технику, игнорировали интересы семьи и подчас собственную безопасность, например, по-пластунски передвигаясь в густой траве, даже не заботясь о защите от клещей. И ради чего? Чтобы получить несколько десятков лайков и комментариев от единомышленников, которые вместо поиска монетизации творчества, умудрялись учинять склоки с такими интригами и многоходовочками, что отпугивали многих новичков даже на стадии регистрации.
Меня, человека, имеющего образование и опыт работы в прессе, больше поражало даже не это, а стадная остановка развития - торможение творческого поиска. При достижении определенного уровня владения техникой и опыта художественного восприятия, начинается интересный и увлекательный акт создания образа, который на выходе порой далек от требований к технической фотографии, к которой, на тот момент, многие жестко причисляли макро. Я наблюдала весьма поганую картину, когда к этому прокрустову ложу фотографы тащили своих собратьев, которые пытались подать этот вид фотографии иначе, пусть с пересветом, пусть с провалами в тенях и смазом, но с наличием конкретного эстетического воздействия.
Я запомнила имена всего нескольких, кто со скандалом уходил от влияния коллективов, наблюдаемых мною сайтов, потом же я их работы замечала в NG и тихо радовалась , что они спасли свое творчество.
Какое это все имеет отношение к моей практики репортера? Да прямое. Мне подвернулась удача работать с советскими журналистами и я зацепила буквально мизинчиком тот профессиональный "котел", которого больше нет, и задачу, которую ставили перед фотографом - передать максимальную визуализацию, например, какой-то острой проблемы.
Да, выйдите на улицу и снимите-ка серию о социальном расслоении, либо поймайте в объектив материнскую жестокость.
Совершенно не важно, какой глаз в фокусе, и глаз ли, а важно то, что понимает ли современник о чем фотография, имеет ли она острый визуальный контекст, либо это всего-навсего изображение двух автомобилей разного класса, а это женщина гуляет с ребенком. Именно поэтому непонимание естественных для фотографа задач, как оплата труда и развитие, меня оттолкнули от практики и общения в таких коллективах.
И не прогадала, я это вижу по прямому заимствованию, когда мониторю несколько ресурсов одновременно и один из них - наш. Доходит до забавного, зарубежный фотограф выкладывает снимок бабочки, а через пару дней точно такая же бабочка, точно в таком же положении в кадре и тоновом оформлении появляется на русскоязычной площадке под овации коллег.
Надо ли говорить, что мое опьянение макро продлилось недолго, но немного фотографий того периода у меня остались.
Расскажу про самую веселую съемку.
Дело было на рыбалке. Мы уже собирались возвращаться домой, как я нашла модель в камышах, почти у кромки воды. Паук свил гнездо в цветке, да так опутал его паутиной, что удалось навести на него фокус только из одной точки. Абсурдность была в том, что сильный ветер пригибал этот нехитрый домик чуть ли не к земле, я же пыталась его поймать на "распрямлении", попутно крича своим, ждущим меня в машине, что я уже иду, у меня почти получилось, уже вот-вот. Рыбаки, сидящие неподалеку и слышавшие мои вопли неоднозначного содержания, едва ли понимали, что происходит в шумящих камышах, но весьма настороженно провожали меня взглядом, когда я вылетела оттуда с фотоаппаратом.