"Звук насекомых: Дневник мумии" - рецензия
При упоминании о мумиях в кино перед глазами обычно встают растиражированные образы а-ля "зомби-апокалипсис" - оживающие мертвецы, глубоко враждебные всему сущему. Однако здесь не будет привычных клише, поскольку "Дневник мумии" совсем не об этом.
Фильм Питера Личи на меня произвёл неизгладимое впечатление: красивая и грустная лента для любителей медленного, медитативного кино. Повествование основано на реальных событиях - это история человека, выбравшего необычный способ сведения счётов с жизнью. Доходя до определённой черты, люди обычно выбирают быстрые способы покинуть этот мир. Но не таков автор дневника - он предпочитает уйти в глухой лес без еды и там медленно угасать.
Попутно он ведёт дневник, куда день за днём методично записывает свои размышления, фиксирует некоторые физиологические подробности, а иногда и галлюцинации. Что подтолкнуло его к мысли о суициде? Это остаётся неизвестным. События прошлого скрыты за завесой тишины - и лишь по некоторым фразам можно косвенно догадаться, что причиной стала глубокая отчуждённость, не позволившая воспринимать жизнь во всей полноте, ощущать её ценность.
Пожалуй, именно тема отчуждённости красной нитью проходит через весь фильм. Последние несколько недель жизни рассказчика переживаются предельно интенсивно: обостряются все чувства, физические страдания испытывают на прочность волю, сомнения сменяются решимостью довести дело до конца.
Главный вопрос, занимающий повествователя - что же будет дальше, после смерти? Даже будучи атеистом, он начинает обращаться к религиозным и мифологическим сюжетам, остро нуждаясь, чтобы хоть кто-то его забрал - если не люди, то хотя бы боги.
Режиссёру Питеру Личи удалось гармонично сплавить в своей работе документальный и художественный жанры. Звуковой ряд полностью погружает в себя: переклёты птиц, шорох дождя и закадровый голос переплетаются с дарк-эмбиентом в единое целое. Он является продолжением визуального ряда, где длинные планы с живописными пейзажами сменяются врезками из повседневной жизни города, а опавшая хвоя создаёт причудливый иероглифический узор на полиэтиленовой плёнке.
Одна из особенностей фильма заключается в том, что он снят без единого действующего лица. О личности рассказчика можно судить лишь по тому, что он сам счёл нужным поведать, будучи по факту уже на том свете.
В целом лента получилась даже не столько мрачная, сколько отчуждённая. Её просмотр настраивает на строгую меланхолическую созерцательность.
Это именно тот вид медленного кино, который я так ценю. Хочется пересмотреть ещё раз.