Поэма про Беню Битковина #6
дизайн @konti
автор @biorad
Беня Битковин. Часть 6
Одна из самых ярких достопримечательностей Одессы – Потёмкинская лестница, получившая свой окончательный внешний вид в середине 30-х годов, а название – Потёмкинская ещё позже.
Каюсь, не утерпел, однажды задал вопрос легендарному советскому лётчику-космонавту Алексею Архиповичу Леонову: «Видна ли Потёмкинская лестница» из космоса?»
Первый человек, вышедший в открытый космос, за словом никогда не лезет. Он хитро прищурил свои глаза и, сохраняя серьёзный вид, ответил:
– Разве что из самого низенького космоса…
С помощью современных искусственных спутников земли, которые различают возле урны спичечный коробок, неудачно отправленный в мусорник, можно, наверное, различить и абсолютно все трещины на асфальте всех 10 площадок лестницы. И когда ты видишь эту «паутину», кажется, вид у этой достопримечательности неважнецкий.
Но здесь срабатывает эффект ожидания, у нас в голове выстраивается какой-то свой, можно сказать, идеальный взгляд на тот или иной шедевр, а в действительности все часто заканчивается небольшим разочарованием.
Возьмем ту же картину Леонардо Да Винчи «Улыбка Джоконды». В первую очередь бросается в глаза ее «малый» рост. Высота картины не достигает и 80 см, а ширина чуть превышает полметра.
Дотошливые искусствоведы уверяют всех, что за пять веков, которые Джоконда прожила на свете в кисти великого мастера, она ужасно «постарела», впрочем, есть более точное определение – потускнела. Кто-то даже разглядел, что в одном из уголков глаза девушки наметилось белое пятнышко. Но это не мейбум (хлопья слизи, скапливающиеся после сна в уголках глаз), а воздействие на лак картины влажной среды – одно время картина «прожила» в умывальной комнате Наполеона Бонапарта. За каким лешим мировое достояние нужно было вывешивать именно там? История об этом мутная.
В начале нынешнего века француз П. Котте сделал снимки картины в 240-пиксельном разрешении. И тут стало понятно – современники видели совсем иной спектр красок.
Но ведь Потёмкинскую лестницу, слава Богу, никто в рамку и под стекло не убирает. И поливается она почти что «солёными» дождями, и снегом засыпается, и что такое слякоть знает на собственной шкуре.
А еще – это излюбленный объект кинематографистов, которые с целью достижения одного им ведомого эффекта, выжимают из бедной «девушки» всё! Где царапину на «спине» оставят, где и вовсе оспину-выбоину. И после этого мы ожидаем, что всё на веки-вечные будет тип-топ?!
Кстати, во время съёмок фильма «Броненосец “Потёмкин”», которые были завершены в 1925 году, с режиссёром Сергеем Эйзенштейном произошел курьёзный случай. Он стоял на вершине лестницы и зорко всматривался вниз, где по его сигналу корабли, стоящие в акватории порта, должны были одновременно дать залп из всех корабельных орудий.
Внезапно, к режиссёру подошёл один из «зевак», правда в кожанке и фуражке со звёздочкой.
– Позвольте полюбопытствовать, – сказал «кожаный», – а как можно без всяких семафоров дать нужный сигнал, чтобы все выстрелили разом?
– Элементарно, – ответил Эйзенштейн. – Видите, у меня в руках белый платочек. Стоит мне им махнуть и все сразу пальнут!
– Не может быть! – изумился зевака. – Ваш платок не увидят и внизу лестницы.
– Тьфу ты, Фома неверующий, – чуть не сплюнул под ноги режиссёр. – Смотри.
Он взмахнул платочком и через пару секунд шарахнули из всех корабельных пушек холостыми снарядами.
Сергей Михайлович схватился за голову. За растрату социалистической собственности (несколько десятков холостых снарядов) ему могло не поздоровиться. Но всю вину за это взял на себя «кожаный».
Тех, кто впервые ступил на лестницу (именно после фильма она стала Потёмкинской) и не знает её истории, всегда кажется неправдоподобным, что абсолютно все пролеты имеют одинаковую ширину. На самом деле существует такое понятие, как оптический обман. Для того, чтобы нижние ступеньки не казались уже, они несколько шире верхних. И причем разница вполне существенная – внизу 13,4 м, а вверху – 21,6 м. Или в 1,61 раза. Это и позволяет нам видеть «ровные» ряды.
Кстати, лестница еще до завоевания Де Рибасом турецкой крепости, здесь была, правда деревянная, и имела 220 ступенек. В процессе строительства лестницы (вопреки ожиданием это продолжалось не 7 месяцев, как планировалось, а более 6 лет – с 1835 по 1841 годы) число ступенек из белоснежного мрамора составило уже 200 штук, но и это не предел. Во время реконструкции лестница «скукожилась» до 192 ступенек.
В настоящее время ее протяженность составляет – 136,47 м (в 1841 году – 42 м), а высота – 27 метров.
В исторический период в революционном 1905 году лестница разделила не просто море и сушу, но и новое (восставшие находились в порту) и старое (казаки на верху лестницы охраняли самодержавие). Это было символично…
Но рядом с Потёмкинской лестницей существует и «параллельный» мир – фуникулёр, с помощью которого можно спуститься к морю в течение 70 секунд. Выбор, по крайней мере есть.
А далеко от черноморской Одессы раскинулась жемчужина российского балтийского побережья – Светлогорск. Здесь тоже есть своя лестница, которую называют «Верещагинский спуск». Он, естественно, меньше, но сюда уже добрались европейские веяния. Когда ты поднимаешься вверх, на торце каждой ступеньки написано крупными буквами: сколько калорий сжигается, чтобы подняться на данную ступеньку.
И вот здесь ты наглядно понимаешь: для того, чтобы «убить» в себе калории от выпитой бутылочки пива, нужно подняться на лестницу и спуститься с нею не менее трёх раз…
А теперь вспомним о Бене, удалось ли ему «разрулить» ситуацию с амбалом?
– Конечно, идея была неплоха
Задвинуть дрозда по цене петуха.
Куда тебе, дохлик, поднять два мешка,
Ты легче, чем розы в два-три лепестка…
– Не надо на брови мне делать тату!
Я вам не Котовский* – пойму на лету
Исчез, словно в полдень китайский фонарь,
Как в пятнах заката сульфит-киноварь…
Он думал с минуту о чём я сказал –
Но я и не ждал, как созреет металл…
Рванул между ног – только крякнул амбал!
И больше его никогда не встречал…
- сидельцы Допра (Дом предварительного заключения), которые любили утверждали, что даже на бровях у Григория Котовского были тату, чтобы его не приняли за новичка в криминальном мире. А зеркальный череп был только вторичным признаком.