Комментарии к произведениям, поданным на конкурс стихов 28. Часть 1
В конкурсе Стихи 28 от @anonymous.author первые 8 произведений оказались на столько лучше откровенной графомании предыдущих недель, что я решила прокомментировать их отдельным постом. Конечно, буду в основном ругать, но вы не верьте, это по гамбургскому счету, для этого конкурса все названные стихи на уровне.
На первый взгляд, вроде интересное построение, автор демонстрирует, что знаком с поэзией вообще, а не только с самыми традиционными ее формами. Тут ориентир (да и отсылка « одиночки – не воины» - «единица – вздор») на Маяковского, но, увы, только внешне. Знаете, что главное у Маяковского? «Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды». Ни одного случайного слова. К сожалению, в данном стихотворении это не так, слово «деревенщина» притянуто ради рифмы. С образами тоже разброд и шатание: лирический герой мирно идущий странник или армия враждебного государства? В общем, я бы сказала так: стихотворение не нулевое, но близко не дотягивает до заявленной претензии.
Кажется, автор страдает манией величия, ну с чего он решил, что кому-то придет в голову обращаться со всеми этими вопросами именно к нему? Стоп. Я такое уже встречала в начальная школа, простой вопрос, малыши тянут руки и подпрыгивают от нетерпения: «Спросите меня! Спросите меня!». Вовочку спросили, а он пока руку тянул, забыл, что хотел сказать. Но наш автор молодец, он не забыл, он выучил прописную истину из учебника. А его не спрашивают. Обидно, не выдержал, решил так выдать, не ждать, когда спросят. И кстати, где радуга взяла литеры, и что она делает в оконце?
Все похвалили, а я не могу. Ну, т.е. по форме всё отлично, автор владеет стихосложением (на мой взгляд, кто не владеет, так нечего и стихи на конкурс посылать, стихосложение – ремесло, а не искусство, искусство – поэзия). А по сути, у меня общее ощущение, я всё это уже читала и не раз, у разных авторов, но в этих же словах:
«Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету»
«Ночь, улица, фонарь, аптека»
«И повторится всё, как встарь»
«Полоскала каргополочка бельё»
«И женщины глядят из-под руки... В затылки наши круглые глядят».
Не слишком ли много неоправданных ассоциаций на 12 строк? Да, и автор, конечно, узнается на раз. Это, возможно, и хорошо – стиль прослеживается, но в прошлый раз стихотворение было интереснее.
Что-то я не очень разобралась, что с погодой: морозец, но река почему-то синеет (она ж должна быть подо льдом, хорошо, снег первый, ещё не встала, но тогда хотя бы чернеет), автор видел реку зимой? Нет, мороз всё же крепкий – колодец обледенел. А что там за пар клубится. Бывает пар изо рта в холодный вечер, но летний или осенний, зимой не видела, возможно, автор более наблюдателен. Кстати, в одном четверостишие морозец и морозный – это перебор. То, что «зимы мы» звучит ужасно и и слово «щЁках» режет слух, очевидно. А гадостный радостно-сладостный снег в последней строке окончательно портит впечатление.
Это стихотворение мне совсем не нравится. Не наравятся рифмы: тобою-судьбою, луною-тобою (слишком много ою), другие-благие, знаю-понимаю. Тут лишь одна свежая находочка: вместо любовь и кровь, любовь и свекровь! С любовью и луной вообще перебор явный. Во всем произведении, кроме свекрови, ни одного яркого образа, сплошное завывание. В общем, я бы на его месте тоже нервно курила.
Для пробной попытки очень неплохо (на самом деле не верю в первую пробу, перед нами произведение скорее крепкого любителя, чем новичка) . Споткнулась только один раз, когда изыск нужно было с ударением на первый слог прочесть. Но это ровно в том четверостишии, где говорится про "порой читается с трудом", так что подозреваю, что и тут автор бравирует и заставляет споткнуться специально. В общем, гармония формы и содержания. Автор «обвиняет» себя в избитых рифмах, но в этом плане есть и эксперименты – рифмы неточные, но, на мой взгляд, симпатичные (ну, я вообще люблю неточные рифмы со звуковой игрой) : рифм –гриф и шедевр – нерв.
Скажу сразу: стихотворение мне понравилось. Но перечислю то, что мне осталось не ясно. Вот зачем лето большими буквами через дефис? Как это должно отразиться на звуковом исполнении? Читать громко и по буквам? С возрастом для меня тоже загадка. он явно переходный, но который из? Сначала кажется, что речь идет о взрослении, а потом вроде и старость не за горами, а во времени как-то не разнесено. Впрочем, чему я удивляюсь, кто сказал, что взросление наступает в подростковом, а не в пенсионном возрасте? Перефразированная строка из стихотворения Цветаевой, на мой взгляд, вставлена несколько рискованно. Неизбежно начинаешь сравнивать и другие строки:
«Влюбись, не соблюдая осторожность.
Что раньше ты себе не позволяла,
Теперь тебе, пожалуй, очень можно!» у нашего автора и
«Знай одно: никто тебе не пара —
И бросайся каждому на грудь» у Цветаевой.
Что вам больше импонирует? Я даже не про силу слова, а про установку. В общем, я бы не нарывалась на сравнение...;
Я не верю словам – океанам безбрежным
Это, на мой взгляд, пустовато. Смысл не очень прослеживается, а на речи, значенье которых темно иль ничтожно, но которым невозможно внимать без волненья, не тянет.