Криптореволюция в media или блокчейн на марше.
Совершенно очевидно, что 2k17 был годом блокчейна, криптовалют и всего, что с этим связано. Это не был год создания технологии, но именно в этот период о ней узнали все, от техногиков она шагнула в массы и теперь «майнят» и «трейдят» все – от пионеров до пенсионеров, а государственные мужи всей планеты силятся понять, чего им ждать от блокчейна.
Именно этот год стал революционным для блокчейна и если судьба существующих криптовалют, в целом и каждой в отдельности, не ясна и покрыта мраком, то вопрос с блокчейном очевиден – эта технология пришла навсегда, она уже перевернула представление о многих вещах и о многих её возможностях мы пока не догадываемся, но вполне можем пофантазировать.
Размышляя о практическом применении блочейна мы видим очевидные идеи, вытекающие, по сути, из самого названия технологии – распределённый реестр. Везде, где нужна фиксация каких либо данных и их защита данная технология представляется уже не заменимой – нотариат, юридические и бухгалтерские услуги, реестры данных о недвижимости и другой собственности.
Но наш мир всё более цифровизируется (бррр, но диджитализируется ещё хуже), мы все больше касаемся цифровых данных и цифрового развлекательного контента в повседневной жизни. И именно о влиянии блокчейна на цифровые развлечения и media в целом я и хотел бы сказать пару слов.
Рынок цифрового контента поистине огромен – это фильмы, музыка, компьютерные игры, один Youtube чего стоит. Террабайты террабайтов данных! При огромном спросе на развлекательный продукт на данном рынке есть и достаточно проблем, основные из которых – пиратство и монетизация через рекламу.
Пиратство является следствием двух вещей – невозможностью на данном этапе полной защиты авторских прав и ощущением у потребителей несправедливой цены на контент. Не секрет, что многие из желающих потреблять контент готовы платить, но существенно меньше, чем хотят авторы, а пираты часто оказывают именно платные услуги, просто дешевле. Авторы и легальные распространители недосчитываются гонораров и прибылей, пираты постоянно под угрозой уголовного преследования, потребители получают или дорогой товар, или его некачественную копию и, по факту, тоже находятся в зоне криминальных рисков.
Монетизация через рекламу раздражает потребителей контента, усложняет и не всегда окупает производственный цикл, в принципе требует лишних движений от авторов на поиски более-менее адекватных рекламодателей. Пиратские сайты просто набиты трешовой и мошеннической рекламой.
А теперь представим мир цифровых развлечений, где все участники процесса (даже пираты!) счастливы, довольны и получают всё и всё это легально. Возможна ли эта идиллия? Мне думается, что, да и блокчейн нам в помощь.
Беглое изучение медиа рынка на предмет внедрения блокчейна показывает, что определенные движения в этом направлении есть, но фантазия пока не идет дальше ICO (ну куда ж без него) и отдельных идей по фиксации авторских прав. Но я уверен, что возможности блокчейна на несколько порядков превосходят текущее видение ситуации.
Итак, на рынке медиаконтента есть всего три категории участников:
• Производители контента;
• Распространители контента;
• Потребители контента;
Каждая из данных категорий делится на off и online, а распространители и потребители еще на легальных и не совсем.
Для наглядности рассмотрим следующую ситуацию.
Некая, чрезвычайно популярная кинокомпания, назовем её Miracle, выходит на ICO под новый фильм франшизы «Отомстители» (все совпадения с реальностью – чистая случайность). Miracle выпускает крипту MDC (mediacoin) и всем участникам ICO обещает распределение прибыли в MDC, в зависимости от купленного количества монеток. При этом Miracle заявляет, что кроме обычных прокатов в кинотеатрах она предоставит технологическую новинку для зрителей, желающих смотреть фильм на цифровых устройствах – специальный плеер для мобильных и стационарных устройств и новый тип SmarTV от известной фирмы Sungsam и ЦИФРОВУЮ КОПИЮ ФИЛЬМА, в свободном доступе, пригодную для просмотра только в данном плеере.
Зрители, желающие смотреть Отомстителей на большом экране, идут смотреть в кино. Зрители, предпочитающие просмотр в домашней обстановке, скачивают фильм и плеер с сайта Miracle или обновляют софт на SmartTV и смотрят легальную копию в тапочках, халате и с кружечкой чая. Попутно удивляясь щедрости Miracle, которая раздаёт супергероев бесплатно.
В чем секрет щедрости? В её отсутствии. Кинокомпания получает прибыль в MDC, в момент просмотра фильма, ведь в мире блокчейна и криптовалют очень высокую ценность имеет РАБОТАЮЩЕЕ ЦИФРОВОЕ УСТРОЙСТВО – майнер. Да, да – плеер является майнером монеты MDC, которая отправляется на адрес, зашифрованный в файле фильма. Зритель НЕ ПРОИЗВОДИТ НИКАКИХ АКТИВНЫХ платежных действий, не тратит фиатные средства, он оплачивает контент своим работающим устройством.
Прошу осознать эту мысль – РАБОТАЮЩЕЕ ЦИФРОВОЕ УСТРОЙСТВО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ, это средство производства криптовалюты MDC.
А теперь масштабируем идею.
Вся media индустрия принимает за стандарт монету MDC. Принимаются стандарты плееров – майнеров для мобильных гаджетов, десктопов, web браузеров, SmartTV и всего остального, на чем можно смотреть цифровой контент.
Производители контента получают возможность финансировать производство через монету, распределяя часть прибыли среди криптоинвесторов. Получают абсолютную защиту авторских прав и полную прозрачность дистрибуции контента. Минимизация потерь прибыли за счет вымирания пиратов (см. далее).
Распространители контента: оффлайн – могут принимать оплату за контент в MDC, тем самым получая возможность вкладываться в другие проекты уже инвестором, максимизируя прибыль бизнеса. Online кинотеатры получают плеер с тем же майнером, намайненые монеты перераспределяются между производителем контента, зрителем и площадкой (привет, пираты! теперь вы флибустьеры и корсары с патентом Её Величества). Наверняка найдутся пираты, которые не заходят работать по-новому. Очевидно, что они банально проиграют конкурентную борьбу своим коллегам с патентом – зрителю нет смысла смотреть контент на пиратском сайте, когда при легальном просмотре он получает БОЛЬШЕ, вплоть до вознаграждения в MDC на свой счет. Да ещё не видеть 200 трешовых баннеров на сайте или орущую рекламу казино посреди фильма. Выбор для зрителя очевиден. Судьба классических пиратов тоже.
Потребители контента – в офлайне практически ничего не поменялось - приложил смартфон к сканеру в кинотеатре, списал фиатные или крипто монетки и пошел смотреть кино. В онлайне – смотрим кино, не видим раздражающей рекламы и бонусом получаем небольшую долю от намайненной суммы MDC. Или смотрим в домашней ламповой атмосфере на цифровом SmartTV, получая всё те же монетки.
Получается полностью замкнутая крипто экосистема, с индустриальными стандартами, полностью прозрачная и понятная. Разве это не всеобщее счастье?
Побочные эффекты:
- Гонорары актеров в крипте будут, по сути, общественным консенсусом по вопросу популярности. Хотя, возможно, как раз это не всем актерам понравится.
- Внедрение блокчейна и медийной крипты в ТВ полностью упразднит рекламу в ящике и «интеграции» в сам контент, ведь окупаться всё будет фактом смотрения. А на начальном этапе снимет вопрос медиа измерений на цифровых устройствах.
- Упростится финансирование создания контента «не форматными» авторами, пользующихся поддержкой зрителей, но не получающих проката в офлайн кинотеатрах или ТВ. Свобода творчества тоже стоит денег, хотя бы виртуальных.
- Youtube становится самом мощным майнинговым пулом планеты. Со всеми вытекающими. Блоггеры монетизируются не через рекламу, а Гугл получает возможность и необходимость финансировать глобальный бесплатный доступ в интернет для расширения смотрения, т.е. майнинга. Всё равно окупиться. Привет Илону Маску!
- Следствие из п.4 – крупные производители и дистрибьюторы контента должны вкладываться в инфраструктуру, обеспечивая максимальный охват населения планеты.
- Следствие из п.4 и п.5 – все те же производители контента и владельцы инфраструктуры будут заинтересованы в минимальной стоимости гаджетов, способных воспроизводить контент, попутно майня монеты. Возможно, доживём до бесплатной раздачи смартфонов.
- Платные компьютерные игры могут исчезнуть как класс. Процесс игры станет неотделим от майнинга, и капающие монеты можно конвертировать как в фиат, так и в меч Азерота (привет, Шелдон!) или намайнить прем танчик в WoT (привет, Кислый!).
Совершенно очевидно, что на пути к идиллии будут сложности – технического, экономического и человеческого характера. Но о сложностях в другой раз. Давайте помечтаем о всеобщем счастье, и пусть никто не уйдет обиженным.