Город Хираидзуми
Река Китаками течет в направлении с юга на север в префектуре Иватэ на севере Хонсю. На западном берегу этой крупной реки расположен городок Хираидзуми. Некогда он был оплотом четырех поколений военного клана Фудзивара, управлявшего областью Осю (сегодня именуемой регионом Тохоку) с конца XI по конец XII веков.
Члены клана переехали из Киото в отдаленный Хираидзуми, принеся в этот северный аванпост столичную культуру. Они построили здесь величественные храмы и разбили великолепные сады, превратив город Хираидзуми в крупный центр буддизма. В ту пору данная местность была богата золотом, большие количества которого шли на украшение храмов и буддийской скульптуры, сверкающих в золотом «облачении», как ни в каком другом убранстве.
Прибыв на станцию Джэй-Ар Хираидзуми, направимся к символу «золотой культуры» тех дней - храму Тюсондзи. Паломническая дорога поднимается вверх по холму Цукими-дзака мимо гигантских кедров. По обеим сторонам дороги стоит несколько культовых построек.
Главной частью храма Тюсон-дзи является павильон Кондзики-до. В целях защиты от внешних воздействий постройка помещена внутрь другого здания в буддийском стиле. Зайдите внутрь, и удивительный по красоте павильон, весь покрытый листовым золотом, откроется вашему взору. Однако не меньшее впечатление на вас произведет и его внутреннее убранство с алтарем и столбами, украшенными золотом, лаком и перламутром.
В святая святых павильона стоит 33 статуи, самая важная из которых, статуя сидящего Будды Амиды, расположена в центре. Внизу покоится прах представителей четырех поколений правителей Фудзивара. Павильон является воплощением буддийской идеи о райской Земле Высшего Блаженства, где нет боли и страданий. Инициатором строительства выступил Киёхира из первого поколения властителей Фудзивара, при нем были возведены основные части храма Тюсон-дзи.
Выйдя из Кондзики-до, возвращаемся к станции, остановившись по пути у монумента Такадати Гикэй-до. Именно в этом месте прервалась жизнь еще одного военачальника той эпохи – Минамото-но Ёсицунэ. Для японцев он стал героем, возможно, во многом благодаря его трагической судьбе. Он поссорился со старшим братом Минамото-но Ёритомо, основателем камакурского сёгуната, и вынужден был бежать. Ёсицунэ скрылся в Хираидзуми, где его взял под свою защиту третий правитель рода Фудзивара - Хидэхира. Однако сын Хидэхира перешел на сторону Ёритомо и убил Ёсицунэ. Но Ёритомо не остановился и на этом: вскоре его армия разбивает силы клана Фудзивара и в 1189 году лишает его власти.
...Хираидзуми
Хираидзуми находится в юго-западной части префектуры Иватэ. Хираидзуми имеет богатую историю и глубокую связь с родом Осю-Фудзивара (северный Фудзивара), который правил всем регионом Тохоку. Эта история начинается во второй половине 11 века, когда Фудзивара-но-Киёхира перенес свою базу из Эсаси, в юго-западной части префектуры Иватэ, в Хираидзуми, поскольку этот город имел лучшее транспортное сообщение.
В многочисленных битвах Киёхира потерял многих родственников, именно поэтому, в надежде на мир, он построил храм Тюсон-дзи, который сегодня является местом Всемирного наследия. Золотой зал "Кондзики-до", который был построен в 1124 году, имеет утонченный интерьер, созданный лучшими мастерами того времени. Внутри и снаружи храм украшен золотыми листьями. Концепция Тюсон-дзи основывается на идее Киёхиры о мирном буддийском сообществе – эта идея превратилась в современную философию Хираидзуми.
Храм Моцу-дзи, расположенный в 25 минутах ходьбы от Тюсон-дзи, также является местом Всемирного наследия. Ежегодно в мае здесь проходит фестиваль Фудзивары, где люди одеваются как члены рода Осю Фудзивара и проходят парадом от храма Моцу-дзи до храма Тюсон-дзи. Фестиваль песен о воде "Кёкусуи-но-Утагэ" в Моцу-дзи также пользуется большой популярностью: во время этого праздника люди надевают аристократические костюмы периода Хэйан, читают стихи и показывают традиционные танцы.