КРЫМСКИЕ СТРАЖИ КНЯЗЯ ЛИТОВСКОГО
ГОРОДОК ТРАКАЙ — В ЧАСЕ ЕЗДЫ ОТ ВИЛЬНЮСА. САДИШЬСЯ НА АВТОБУС НА ЦЕНТРАЛЬНОМ ВОКЗАЛЕ, НЕ УСПЕВАЕШЬ ЗАСНУТЬ, И УЖЕ НА МЕСТЕ. ТУРИСТЫ ПРИЕЗЖАЮТ СЮДА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РАДИ ЗАМКА: ГУЛЯЮТ ВДОЛЬ ОЗЕРА, ЛЕНИВО ОСМАТРИВАЮТ ЭКСПОЗИЦИЮ И УЕЗЖАЮТ ВЕЧЕРНИМ АВТОБУСОМ — ДОЛЬШЕ ОДНОГО ДНЯ В ТРАКАЕ ОТКРОВЕННО НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ. ОДНАКО ЧТОБЫ ПОЛЮБИТЬ ЭТОТ ГОРОДИШКО, НЕ НАДО БРОДИТЬ ПО ЗАМКОВЫМ СТЕНАМ. НАДО ЕСТЬ.
До сих пор в Тракае подают караимские пирожки — кибины. Делают их здесь со времен Средневековья — с тех самых пор, как маленькое племя караимов поселилось в Литве. Кто такие караимы, сейчас почти никто не помнит. А вот пирожки — большие, с сочной мясной начинкой и густым бульоном — пережили века.
На историю караимов немного проливает свет экспозиция Островного замка — там за стеклом хранятся национальные костюмы, украшения и книги.
Караимы, тюркское племя, переселились в Литву из Крыма. В XIV века во время очередного набега князь Литовский Витовт привез из Крыма пленников — несколько сотен семей. Караимы были отличными воинами. Они принесли присягу и вошли в княжескую дружину, став верными стражниками замка и охранниками князя и его семьи. Помимо охраны, караимы занимались ремеслом, торговлей и ростовщичеством.
По другой версии, князь Витовт в Крыму никогда не был, а караимы и татары пришли в эти земли вместе с беглым ханом Тохтамышем. Этот вариант особенно нравится самим караимам.
Оказавшись в Тракае, караимы в короткий срок расселились по всей Литве.
Откуда взялись крымские караимы, ученые так и не определись. Одни говорят, эта этническая группа — потомки евреев, другие — потомки хазар. С евреями у караимов явно больше общего, чем с тюркскими народами. В первую очередь, религия.
Караимы исповедовали караимизм — религиозное учение, основанное на Танахе — Ветхом завете, — по сути, видоизмененный иудаизм.В Средние века караимы практически не отделяли себя от еврейской культурной среды. Потом, когда часть их территорий присоединили к Российской империи, древнееврейский язык на богослужениях был вытеснен караимским диалектом, а в обычной жизни — попросту русским. В итоге караимы растворились среди других народов.
Но в Тракае до сих пор не стерты караимские следы. Остались и немногочисленные дома, и кенасса — караимский храм, и кухня — в первую очередь, кибины с мясной начинкой. Главная особенность пирожков — внутри не только мясо, но и бульон.
В рестораны вблизи замка лучше не соваться — прогуляйтесь и загляните в один из деревянных караимских домов с резными украшениями и деталями. Там открыты кафе, в обеденное время настолько шумные, что глохнешь сразу, как заходишь внутрь. Проворные официанты то и дело выносят дымящиеся тарелки с кибинами. Главное — не резать пирожки ножом, а то потеряешь бульон. Кибины большие: даже если голоден, вряд ли съешь больше трех-четырех штук.
Тракайский замок был почти полностью утрачен и восстановлен только в советские годы. Сейчас символ города снова напоминает о былом могуществе Тракая. Впрочем, только снаружи. Сердце города не здесь, а в караимских домах, где пахнет бараниной и травами.