«Театральная реальность» накануне Года Театра
Европейская театральная премия будет вручена в Санкт-Петербурге
Пусть театральная реальность в последнее время изобилует скандалами, интригами и расследованиями, но и приятные моменты в ней все еще наличествуют. Как бы ни муссировались разговоры о санкциях нынешних и грядущих, но театральное пространство показало достойный пример неподражания экономической и политической агонии. Вручение Европейской театральной премии и премии «Театральная реальность» состоится в рамках Санкт-Петербургского культурного форума. Россия в этом году и накануне Года Театра не только принимает церемонию, но и принимает поздравления: лауреат этого года – режиссер Валерий Фокин.
Прошлогодняя церемония вручения обеих премий состоялась в Риме, но о «Третьем Риме» и русском театре говорили тогда едва ли не больше, чем о фестивальных спектаклях, показанных на итальянской театральной неделе. Премию «Театральная реальность» получил тогда Кирилл Серебренников, но домашний арест помешал его визиту на церемонию. В этом году вновь, вероятно, не всем лауреатам удастся приехать в «культурную столицу» России. Не отпустят дела, или просто не отпустят... А между тем благодаря стараниям и финансовой поддержке Театра-фестиваля «Балтийский дом», «все флаги в гости будут к нам».
«Театральную реальность» в этом году составят лауреаты - лидер современной польской режиссуры Ян Клята, португальский актер, драматург и художник Тьяго Родригес, бельгийский танцовщик и хореограф Сиди Лабри Шеркауи, французский режиссер Жюльен Госселин, швейцарский театральный режиссёр и драматург Мило Рау, шведская цирковая компания «Циркус-Циркур». Специальной премии будет удостоена испанская актриса Нурия Эспер.
В рамках мероприятий, приуроченных к церемонии, состоится открытое интервью с Валерием Фокиным, посвященное 50-летию творческой деятельности его творческой деятельности, а также ретроспективные показы его телеспектаклей, а в Александринском театре пройдут специальные показы спектаклей «Швейк. Возвращение», «Сегодня. 2016 — …» и «Маскарад. Воспоминания будущего». Помимо этого зрители смогут познакомиться с работами других лауреатов. Так на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» пройдут показы спектакля Сиди Ларби Шеркауи «In Memoriam» и «Враг народа» в постановке Яна Клята, а также циркового шоу «Границы» компании «Циркус-Циркур». В Молодежном театре на Фонтанке сыграют спектакли Тьяго Родригеcа «Дыхание» и «Наизусть», а на сцене Учебного театра с моноспектаклем «Монологи» выступит Нурия Эспер.
Специальная программа «Возвращения» будет посвящена лауреатам прошлых лет — петербургским режиссерам Льву Додину и Андрею Могучему. На сцене Малого драматического театра — Театра Европы покажут спектакль «Гамлет» Льва Додина, а в БДТ имени Г.А. Товстоногова сыграют «Алису», «Губернатора» и «Грозу» Андрея Могучего.
Особым событием фестивальной программы станет показ спектакля «Эльвира» в постановке режиссера и актера Тони Сервилло. Это совместный проект миланского Театра Пикколо и неаполитанской театральной лаборатории “Teatri Uniti”. В основе спектакля – записи великого французского актера и режиссера Луи Жуве и его книга «Мольер и классическая комедия», обретшие форму пьесы благодаря драматургу Брижит Жак. Перед нами семь репетиций Луи Жуве в Парижской Национальной Консерватории драматического Искусства в дни нацистской оккупации. 1940 год стучится в пространство театра, в котором Жуве (Тони Сервилло) и Клаудия (Петра Валентини), его самая талантливая ученица бьются над разгадкой второй сцены с Эльвирой из мольеровского «Дон Жуана». Актеры стремятся достичь правдивости, но правда о еврейском происхождении Клаудии все-таки победит правду художественную. Нацисты не дадут Клаудии стать Эльвирой, а Жуве покинет Францию до конца войны. Спектакль не скажет об этом, но станет примером актерской школы и школы жизни не столь различных меж собой.
«Сегодня поставить Жуве, – говорит Сервилло, – означает для актера воспользоваться великолепной возможностью привести свой разум в «экологическое равновесие». Углубляясь в его творчество, мы вспоминаем истинное значение определенных понятий, понимаем смысл слов и театральных терминов, таких как: чувство, эмоция, непрерывность фразы, анализ текста. Удивительная ясность понимания персонажа, когда удается этого добиться, заключается в том, что монолог состоит не в сценических приемах, не в эффектах, но в способности актрисы придать роли живое чувство, «неожиданное, поражающее и чудесное». Это замечательное определение театра и актерской игры».
https://echo.msk.ru/blog/emiliya_dementsova/2294258-echo/