Интеллектуальные права на код ч.2 . Основы.
Моя прошлая заметка о состоянии с использованием Third-Party Licence в российских реалиях оказалась интересна публике, так что я решил пройтись по базовым вопросам данной темы и постараться человеческим языком объяснить что тут к чему.
А начну я с первого вопроса, который может возникнуть у практически любого человека. Что такое "депонирование"? Особенно в контексте разработки софта.
Говоря простым языком, это юридический процесс закрепления прав на source code (исходный код) программного продукта. Превращение плодов ваших(или не совсем) трудов бессонными ночами, в юридически значимый объект интеллектуальной собственности. Только после депонирования можно "официально" продавать и покупать исходный код, ставить его на баланс организации, получать роялти и судится с нарушителями прав. До этих пор, доказать что исходники принадлежат вам или вашей организации будет крайне проблематично, ведь любой разработчик умыкнувший ваши исходники, сможет объявить себя его создателем а вас принудить выплачивать ему за нарушение авторских прав, если продукт дошел до этапа коммерческой эксплуатации.
Думаю в этом месте многие разработчики заметят... "В моей организации ничего такого нет, у меня просто в договоре написано что всё что я напишу принадлежит организации" . Это классическая ошибка менеджмента и попытка сэкономить на юристах. Дело в том что код это текст, т.е авторское произведение. Невозможно закрепить в договоре переход прав на все будущие произведения автора, а значит в любой момент разработчик подает иск в суд и говорит, что вот в этой программе были использованы его авторские наработки без спроса, вот мой исходный код, вон продукт где его украли. И для организации доказать, что конкретно этот фрагмент кода был написан в рамках работы на организацию и по её заданию без предварительного депонирования прав нельзя.
Как же должен выглядеть процесс с точки зрения нашего законодательства, чтобы плоды трудов разработчиков перешли к организации?
Вот примерный набросок must have пунктов :
1. Разработка технического задания на разработку конкретного продукта, с определенным названием.
2. Создание распоряжения или договора с разработчиками на создание продукта согласно ТЗ из п.1
3. Приемка продукта в том или ином виде у исполнителей
4. Передача прав от исполнителей к заказчику по договору и с обязательной выплатой юридически значимого авторского вознаграждения. Тут есть прецеденты когда формальные выплаты в 1р признавали ничтожными в суде, поэтому рекомендую выплачивать МРОТ и выше.
5. Подготовка исходного кода и пакета документов к регистрации в Роспатенте
6. Получение патента через 62 дня.
Дальше можно ставить программу на баланс, продавать другим организациям, закладывать в банке и делать много чего еще :)
На этом пока всё, всем спасибо кто дочитал до конца, надеюсь информация была полезной. Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.