В ногу со временем. Рецензия на «Марию Магдалину»
Кажется, что главная история современной цивилизации, записанная в Книге книг, уже изжила себя, и вряд ли кто-то сможет подать зрителю ее оригинальную трактовку. Иисус всегда был в первую очередь каноничным мучеником и сверхъестественным пророком, но не единожды его показывали и отступником, едва ли не сравнивая с падшим Люцифером. В разной степени авторы и режиссеры ставили в своих произведениях акценты на апостолов, от Петра до Иуды, но никогда толком не была поведана история самого выделяющегося персонажа из сугубо мужской группы последователей Христа — Марии Магдалины.
Претенциозное заявление авторов фильма «Мария Магдалина» о том, что «ее история будет рассказана впервые», справедливо только отчасти: это не первый по хронологии, но бесспорно первый по масштабу и уровню проект. Постановщику Гарту Дэвису («Лев») удалось с элегантностью искусного ювелира совместить глобальные события с личными историями, необъяснимые чудеса со вполне прозаичной обстановкой, а религиозное самопожертвование противопоставить гуманистическим воззрениям.
История Марии начинается с семьи. Большой, по-своему любящей, но все же угнетающей, хоть и из лучших побуждений. Отец и старший брат видят в ней девушку на выданье и хотят поскорее подобрать партию, в то время как сама она желает чего-то большего, пусть пока и непонятно, чего именно. Жесткий патриархат и гендерная дискриминация подавляют героиню, заставляя ее пускаться на поиски свободы, в чем родственники видят проделки бесов и чертовщину. На этом фоне в их краях расходится слух о странствующем целителе и его спутниках.
Невозможно найти более подходящего времени для съемок этой картины. В эпоху всеобщей эмансипации, тотального расцвета толерантности и равноправия изменениям подверглись едва ли не все стороны жизни общества. В том числе искусство, одно из свойств которого — отражать мировую повестку и дух времени. Одним из самых популярных и авторитетных видов искусства является кинематограф, и не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы, наблюдая за изменениями в современном кино, без труда заметить, как оно впитывает настроения масс. Деконструкцию прошли и до сих пор проходят такие гиганты массовой культуры, как франшиза о ситхах и джедаях, супергеройские вселенные Marvel и DC. Менее популярное авторское кино все чаще скармливает зрителям спекуляции на толерантности, трагизме и жалости. И вот наконец очередь дошла до библейских сюжетов.
Но здесь мы имеем дело не с пресловутой «одноногой собачкой», то есть спекуляцией на жалости, а со вполне вдумчивой работой, лишь отчасти использующей нечестные приемы. Например, верховного апостола Петра, которого принято изображать седовласым и густобородым, играет 40-летний афробританец Чиветель Эджиофор — талантливый актер, но выглядящий в этом сюжете слегка не к месту. Несколько раз авторы слишком явно намекают на ущемление прав женщин того времени. Эту тему, конечно, стоит поднимать, но ведь не в ущерб фабуле. Исключая эти моменты, можно сказать, что «Мария Магдалина» лишена топорной пропаганды либеральных идей, а если агитация и есть, то настолько художественная, что в нее поверит самый придирчивый зритель. А вот действительно слабым местом можно назвать нередко провисающие диалоги, от которых теряется вера в происходящее.
Развенчание религиозного культа в искусстве началось во времена Ренессанса, когда цех художников и скульпторов стал переводить внимание с ликов святых и ангелов на образы обычных смертных, а порой и вовсе простолюдинов. Со спорным успехом идея дошла до наших, относительно светских дней и нашла выражение в главной теме ленты. Воинственному, мужскому взгляду апостолов, возводящих учение своего предводителя в идеологию, противопоставляется философская трактовка Марии, провозглашающая человеколюбие и созерцание. Преимущества и недостатки сторон грамотно раскрываются за счет ситуаций, диалогов и обстоятельств на протяжении всего фильма и находят развязку в финале.
Стоит, впрочем, признать, что образ спутницы Иисуса, воплощенный Руни Марой, меркнет при появлении самого виновника описываемых событий. Не то чтобы Хоакин Феникс блистательно сыграл мессию (он хорош, однако специфика образа требует менее популярного актера на эту роль), но масштаб такой личности оттенит кого угодно. Зато в отсутствии возлюбленного, благо это случается довольно часто, Мария уверенно перетягивает внимание истории и нити сюжета на себя.
Именитый дуэт главных актеров дополнили своим присутствием Ариана Лабед, муза и спутница жизни греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, Лубна Азазель («Пожары»), Дени Меноше («Бесславные ублюдки») и Тахар Рахим («Призрачная башня», «Пророк»). Среди них ярче всего выделяется последний, сыгравший Иуду Искариота. Ни разу не названный по имени до конца ленты, он легко узнается с первого появления в кадре. Образ христопродавца не только превосходно воплощен французским актером, но и наполнен новым смыслом. Нечто похожее, но все же в другом ключе, можно наблюдать в картине Андрея Богатырева «Иуда», необходимой к просмотру каждому, кто желает глубже погрузиться в тему и открыть для себя новые точки зрения. Мотивация апостола-изменника показана совершенно с новой стороны, а он сам, пожалуй, один из немногих по-настоящему живых и противоречивых героев. Как Иисус на уровне религии представлен одновременно и чудотворцем, и простым человеком, лишенным божественных атрибутов, так и Иуда на бытовом уровне — беспокойный, сначала слепо воодушевленный, а позже терзаемый разочарованием и сомнениями человек. Остальные апостолы, за исключением колоритного Петра, выглядят как массовка.
Из уже банального и затертого сюжета сценаристам и режиссеру, несмотря на отсутствие большого опыта, удалось создать что-то новое, вдохнуть свежие идеи в закостенелый формат. Снаружи фильм выглядит как дань современной моде на феминизм и толерантность (отчасти так и есть), но внутри все-таки имеет некоторую глубину и смысл. Лента не вызовет бурного обсуждения и остервенелых споров, как, например, «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе, но запомнится публике как интересный ответ своего времени на всем известные события. Зрителей ждет история не столько о жизни Марии Магдалины, сколько о противостоянии старого и нового мировоззрений, которое она олицетворяет. И если ключ к Царству Божьему на земле спрятан в чувственном женском взгляде на мир, то пусть этот взгляд обретет всеобщее признание.