«Кинематографическая кома», 3/4
Чтобы убедиться в том, насколько стремительно быстро летит время, достаточно просто посмотреть на дату публикации своего последнего поста. Казалось бы, только вчера запустил в прокат свою «нетленку», а уже прошёл год, как ты ничего не пишешь и полгода, как ничего и никого не комментируешь. Недавно (ну, почти недавно) моя дочь, когда мы возвращались из детского сада, спросила: «Какой сегодня день?» На мой ответ «среда», она, спрятав свои милейшие алые детские губки, маленький носик, да и вообще окунув всё своё лицо в бездну тёплой зимней куртки, горестно промолвила: «Уже среда? Как быстро проходят дни!» Чтобы расслышать эту фразу и осознать всю её детскую горечь, с моей стороны необходимо было приложить немало усилий: уши настолько сильно напряглись, что в барабанных перепонках стало ощущаться лёгкое потрескивание, поскрипывание и покалывание. И всё-таки «мама» такой человек, который способен расслышать даже из самых глубоких недр курток, шуб и свитеров всё то горестное и радостное, что хочет поведать ребёнок этому миру.
Дни действительно очень быстро проходят, но со «взрослыми» всё понятно — в их беспрерывной погоне за благами цивилизации по-другому и быть не может. Но ведь «дети» — совсем другая категория людей; особенно те дети, у которых неумолимые родители, жестоко и целенаправленно лишающие их всяческих прелестей жизни, т.е. гаджетов, говорят «иди поиграй в прятки, в догонялки, покатайся на качелях или просто посмотри на прекрасное серое февральское небо, полюбуйся голыми ветками окаменелых от зимней тоски деревьев; понаблюдай за изящными, нежными, милыми синичками, поглощающих сырые семечки, которые мы им насыпали в кормушку, да посмотри на «дворовую гопоту» — воробьёв, с шумом и гамом отбирающих у синиц их законное лакомство». Беспечное счастливое детство у современных детей заканчивается стремительно быстро. «Я не хочу быть взрослой», — говорит мне моя дочь. «Я тоже», — отвечаю я ей.
И снова всем здравствуйте. Продолжим тему предыдущих двух постов. «Кинематографических запоев» в моей жизни никогда не было — это был первый. «Алкогольные запои» случались (чего уж тут стесняться!); очень часто бывали «книжные запои» (они и сейчас иногда меня посещают); бывало так, что один вид запоя плавно переходил в другой, и наоборот. Но так, чтобы посмотреть в течение одного дня три фильма — нет, такого не было никогда. Для меня это практически то же самое, что читать одновременно две-три книги — такую методику я не приемлю. Вполне возможно, это связано с тем, что я сильно эмоционально сживаюсь с героями книг (в том случае, конечно, если книга мне очень интересна), поэтому не могу «распылять» свои чувства на две-три семьи, одновременно сочувствуя и сопереживая горю и несчастью одних и радуясь счастью и успехам других (хотя процесс «распыления чувств» сам по себе является не очень хорошим процессом, правильнее было бы сказать — концентрировать свои чувства). Книги, которые читаются одновременно, конечно, могут быть совершенно разных жанров. Например, в одной описываются скитания бедной семьи, другая посвящена истории изучения шизофрении, а в третьей книге речь идёт о развитии русской архитектуры в XV-XVI веках. Однако я, в силу своей слабости концентрироваться на чём-нибудь одном, сконцентрировавшись на развитии архитектуры не смогу проявить должного сочувствия к скитаниям бедной семьи, а если увлекусь историей изучения шизофрении — какая тут к чёрту архитектура и её развитие.
Короче говоря, на «пережёвывание« одного фильма обычно у меня уходило по нескольку дней, а в этот раз получилось смотреть по три фильма ежедневно, длительность которых иногда составляла 2-2,5, а то и все 3 часа времени. Выйти из «кинематографического запоя» было весьма затруднительно — даже детское «мама, налей мне, пожалуйста, воды» не столько отрезвляло, сколько озадачивало. Ребёнок? Что он делает в этой квартире? Товарищи! Чей ребёнок!? Он хочет пить! Налейте ему воды! Конечно, не будем лукавить — такую роскошь в виде подобного времяпрепровождения я могла себе (в кои-то веки!) позволить: весь груз «родительской ответственности» был без всякого зазрения совести возложен на плечи довольно редко бывающего дома мужа. Так что из «кинематографического запоя» я стала впадать в «кинематографическую кому», из которой меня могла вывести только одна, сказанная вскользь, фраза: «А что, это последняя пачка майонеза?» Это означало бы, что майонез закончился, а вместе с майонезом закончились и новогодние праздники. Однако роковая фраза не произносилась — и это неудивительно, поскольку я заблаговременно позаботилась о том, чтобы майонеза в доме было очень много.
Я сильно затянула с написанием третьей части «Кинематографической комы» — и это плохо, поскольку писать отзывы или просто делиться своими мыслями и эмоциями от просмотра/прочтения того или иного фильма/книги я могу только в течение трёх-пяти дней после просмотра/прочтения. Именно в этот период мои эмоции самые сильные. Учитывая тот факт, что прошло уже практически два месяца после просмотра фильмов, моя сегодняшняя задача сильно усложняется. Как бы там ни было, я приучена доводить свои дела до конца, поэтому — поехали.
С фильмом «Ночные забавы» 1991 года режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова мне пришлось изрядно помучиться — название фильма я напрочь забыла, а состав актёров «слегка» перепутала. Именно по этой причине я вынуждена была потратить довольно приличное количество времени для того, чтобы Yandex, а впоследствии и YouTube, поняли, какой именно фильм я от них хочу и требую. «Ночные забавы» — один из моих самых любимейших фильмов, который я смотрела не один раз. То, что я забыла его название, для меня является нормой. Я всё время что-нибудь забываю.
В фильме «Ночные забавы» прекрасны все: и Евгений Евстигнеев, и Александра Колкунова, и Ирина Алфёрова, и Альберт Филозов, и, конечно же, Валентин Гафт. Гафт прекрасен вдвойне — сыграть такую мразь, скотину и подлеца! Стоп-кадр из фильма в виде стоящего на коленях Силина (Альберт Филозов) довольно часто всплывает перед моими глазами, причём иногда это происходит в самые неподходящие для этого моменты. Мерцающая картинка сопровождается тоскливым, мучающим сознание, вопросом — ну как, как он мог стать на колени? В глазах Анны — жены Силина (Ирина Алфёрова) — проскальзывает надежда на то, что её Алёша воспротивится натиску начальника-любовника и не встанет на колени; в глазах Ольги — дочери Силина (Александра Колкунова) — полное неверие, на которое способно юная, пока ещё неиспорченная, только начинающая понимать все перипетии взрослой жизни душа, в то, что её любимый отец на эти колени всё-таки встанет. Огромная драма одной маленькой семьи, разыгравшаяся в одной из квартир одного многоэтажного дома.
Казалось бы, как можно не презирать человека, который в собственном доме на глазах самых близких людей встал на колени перед любовником своей жены? Разве есть вообще что-нибудь ужаснее и унизительнее, чем стать перед кем-нибудь на колени? Разве это не способно надломить человека навсегда, нанеся удар его гордости и чувству собственного достоинства? Как можно после такого поступка уважать самого себя? И несмотря на все вышеперечисленные доводы-вопросы, у меня, как у зрителя, при каждом просмотре этого фильма не возникало брезгливости, отвращения или презрения к Силину — лишь только беспросветная тоска и чувство горькой жалости к несчастному герою.
из к/ф «Ночные забавы»
Таких людей, как Силин, на самом-то деле не так уж и мало. Пусть не каждый становится на колени, не каждый прощает плевки в своё лицо, но сколько таких, кто закрывает глаза на происходящие события вокруг, делая вид, что ничего не замечает. Они настолько профессионально закрывают свои глаза на некоторые жизненные моменты, что этому их умению порой не столько удивляешься, сколько даже немного завидуешь. «Силины» умудряются не замечать вполне очевидные вещи, чтобы не нарушить целостность и гармоничность своего выдуманного мира. В их мирке тепло и уютно — в нём нет места изменам, предательству, лжи, ссорам, разочарованиям, трудностям и горестям. Состояние внутреннего покоя — вот что превыше всего, даже если цена такого покоя — самообман. Этим людям «удобно так существовать», а всё то, что им неудобно, они просто стараются не замечать, лишь бы жизнь продолжала течь в строго установленном порядке. Их бесхребетная гордость и железное правило «только бы не догадаться» помогают им выживать в этом жестоком и трудном мире. К чему неудобные вопросы? Намного проще эти вопросы не задавать, чтобы не слышать на них неудобные ответы. К чему неудобная правда, когда можно жить в удобной лжи? Вот и Силин самозабвенно защищает своё сознание от понимания того, что начальник, находящийся в его квартире без носков, является любовником его жены. Это очень неудобная, тяжёлая правда для слабой, хлюпкой, «тряпочной», бесхарактерной натуры Силина. Он не может в эту правду не только поверить — он не может даже на секунду её допустить. «Я боюсь догадаться», — говорит Силин, и самым чудным образом не догадывается, хотя, вполне возможно, давным-давно знает об интимной связи своей жены с начальником. Его трусливая натура не смогла даже ударить настоящего любовника жены — наглого и высокомерного Езепова (Валентин Гафт). Однако Алексей смог ударить практически ни в чём неповинного саксофониста из ресторана Александра Андрющенко (Евгений Евстигнеев), который по воле случая оказался в этом доме.
Прочитав многочисленные отзывы к фильму «Ночные забавы», с некоторыми моментами я не согласилась — благо есть свой блог, в котором можно изложить любое своё несогласие. Во-первых, мне очень понравилась актёрская игра Александры Колкуновой. По моему личному зрительскому мнению, она достойно справилась со своей ролью — столько времени «продержаться» один на один с самим Евгением Евстигнеевым. Во-вторых, я не разделила массовых нападок кинозрителей на саму героиню, которую сыграла Колкунова, — Ольгу. По мнению многих людей, смотревших данный фильм, Ольга как дочь не имела совершенно никакого права вмешиваться в дела своей матери. Мне такая не столько зрительская, сколько жизненная позиция как-то не совсем близка и понятна. Ситуация, конечно, не самая приятная, но всё-таки предложу её примерить на себя, дабы как можно лучше понять нашу героиню: вы — дочь, а ваша мать привела в ваш общий дом своего любовника и уложила его на кровать, на которой обычно спит после трудовых будней ваш отец. Не будем вдаваться в юридические подробности — чья квартира, кому и как она досталась, на кого оформлена, т.е. вариацию «мой дом — кого хочу, того и привожу» автоматически отбросим. Как дочери не вмешиваться в вышеописанную ситуацию, виновницей которой стала её мать, я себе чётко и однозначно представить не могу. Ольга, невольно ставшая свидетелем совершённого нравственного преступления одним близким для неё человеком против другого близкого человека, оказывается в довольное гнусном положении. Что ей остаётся делать? Просто промолчать? Пусть родители сами разбираются в своих отношениях? Так ли всё легко, особенно учитывая столь юный и нежный возраст Ольги и тот факт, что девушка вернулась с вечеринки, на которой её молодой человек ей изменил? Лично мне во всей этой истории больше всего жалко именно Ольгу. Измена молодого человека, предательство матери и унижение отца подтолкнули несчастную девушку к самому ужасному шагу — и если бы не спасительная рука саксофониста Александра, молодая бы жизнь, едва вступившая на путь разочарований, в одно мгновение оборвалась бы.
Чем обернётся для семьи Силиных этот вечер? Распадётся ли окончательно их семья или все дружно сделают вид, будто ничего не произошло? Зритель может попытаться сам ответить на поставленные вопросы, слушая прекрасную музыку Микаэла Леоновича Таривердиева.
Следующим был просмотрен ещё один мой любимый фильм — фильм 1981 года режиссёра Александра Прошкина «Опасный возраст». Это кино я люблю за его простоту, лёгкость и уютность. Наверное, довольно странно называть фильм о бракоразводном процессе семейной пары, прожившей вместе двадцать лет, лёгким и уютным (почти что воздушным), но именно с этими двумя словами у меня ассоциируется данный продукт кинематографа. Мне безумно нравится семья Родимцевых, особенно их сын Дмитрий (Антон Табаков) — умный, с хорошим (местами едким) чувством юмора, тяжело переживающий развод своих родителей. При каждом просмотре данного фильма в голове мелькает мысль, что сейчас такие молодые люди, как Дмитрий, явление редкое. Пересматривая «Опасный возраст» в этот раз, у меня как-то автоматически была проведена параллель между Дмитрием Родимцевым и Иваном Мирошниковым из к/ф «Курьер», и, по моему мнению, между ними лежит огромная пропасть — насколько сильно мне нравится первый герой, настолько же сильно не нравится второй.
Конечно, просто невозможно не отметить Наркиса Родимцева (Юозас Будрайтис) — талантливого (и чудаковатого) парфюмера-дегустатора, обладающего невероятными обонятельными способностями различать мельчайшие нюансы в гамме запахов; человека, постоянно оберегающего свой нос от всех невзгод при помощи затычек из ваты. Такое зрелище, конечно, может быть забавным только на расстоянии — за двадцатилетнюю семейную жизнь нос, постоянно забитый ватой, я думаю, может изрядно вывести из себя любую женщину.
Из к/ф «Опасный возраст»
Мной также были просмотрены такие фильмы, как «Не было печали» (1982 год) и, для созвучности, «Не было бы счастья...» (1983 год). В первом фильме мне понравилась девочка Сашенька (Екатерина Хорова), а во втором — икающий в начале фильма Михаил Светин. В очередной раз были пересмотрены фильмы «Гараж» 1979 года режиссёра Эльдара Рязанова, «Осенний марафон» 1979 года режиссёра Георгия Данелия и «По семейным обстоятельствам» 1977 года режиссёра Алексея Коренева. Остановлюсь, пожалуй, только на последнем.
Неловко признаться, но фильм «По семейным обстоятельствам» я как-то не очень любила — меня всегда отталкивала безответственность и ветреность Лиды (Марина Дюжева) и Игоря (Евгений Стеблов). В этот же раз данный фильм я открыла для себя совершенно с другой стороны — для меня он стал тем самым шедевром советского кинематографа, каким он стал для многих других зрителей сразу же после первого просмотра. Знаменитая сцена с логопедом (Ролан Быков) была всегда любимой — теперь же любимыми стали ещё и сцены с няней (Анатолий Папанов) и маклером (Владимир Басов). Правда, меня всё так же раздражала ветреность молодой супружеской пары и всё так же было жалко маленькую девочку Леночку, до которой никому не было дела, поскольку все были заняты любимой работой. Фильм «По семейным обстоятельствам», пожалуй, никогда не устареет и всегда будет актуальным. Его не помешало бы посмотреть всем молодым мамам, считающим, что бабушки обязаны воспитывать их детей.
Из к/ф «По семейным обстоятельствам»
Пересмотрев фильм 1966 года режиссёра Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», я подумала: «Какой молоденький и хорошенький Миронов, какой худенький Невинный и какой разный Смоктуновский». Сравнить, к примеру, скромного и тихого Юрия Деточкина с Вадимом Васильевым, обладающим, как по мне, довольно тяжёлым характером, из кинофильма «Дочки-матери» 1974 года. Последний фильм в этот раз мне понравился значительно меньше, чем при первом его просмотре. Я бы отметила только замечательную игру Иннокентия Смоктуновского и Ларисы Удовиченко. На протяжении всего фильма меня дико раздражала его главная героиня — Ольга Васильева (Любовь Полехина). Именно по причине своей раздражительности я не смогла во второй раз проникнуться её несчастной судьбой.
Благодарю всех за внимание. Увидимся ещё раз на полях моих кинематографических заметок.
Из к/ф «Берегись автомобиля»