Одесса. "Лаокоон и сыновья".
В продолжении и в поддержку эстафеты памятников от @lira хочу поделиться еще одной скульптурой - "Лаокоон и сыновья", которая расположена в городе Одесса перед самым входом в Одесский археологический музей. Эта скульптурная группа является одной из важнейших достопримечательностей города и прекрасным его украшением.
Скульптура "Лаокоон и сыновья" была изготовлена в 1870 году по заказу одесского предпринимателя Г.Г.Маразли, который впоследствии стал городской головой Одессы. Маразли путешествовал по Европе и увидел картину одного критского художника эпохи возрождения Эль Греко "Лаокоон". На сегодняшний день эта картина находится в Вашингтонском национальном музее. Маразли захотел приобрести ее, но после посещения Ватикана увидел скульптуру, которая была сделана в первой половине 1 века до н.э. благодаря труду древнегреческих скульпторов с острова Родос - Агесандра и его сыновей - Афинодора и Полидора. Эта копия скульптуры была сделана из белого мрамора. Она и на сегодняшний день хранится в Ватикане. Оригинальная же скульптура была создана еще в 200 году до н.э. в древнем античном городе Пергама, который находится на западе Малой Азии. Скульптура была сделана из бронзы. Маразли заказал копию этой скульптуры, которая сначала украшала его дачу, находящуюся в конце Французского бульвара. После октябрьской революции 1917 года она была национализирована, а в 1927 году скульптуру установили возле Дома культуры армии и флота на пересечении улиц Преображенской и Спиридоновской. В 1969 году было принято решение переместить ее к зданию Археологического музея, но только в 1971 году скульптура была уставлена на новом месте.
В основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне. В древнегреческой мифологии Лаокоон представлял собой жреца-прорицателя, выходца из Трои. Именно он отговаривал троянцев принять Троянского коня. Богиня Афина Паллада, которая покровительствовала данайцам, очень разгневалась. Когда Лаокоон был с двумя своими сыновьями у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные богиней Афиной. После долгой и упорной борьбы, змеи растерзали жреца и его детей. В итоге было принято решение ввести Троянского коня в город, вместе в которым пришла погибель всей Трои, ведь внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой осаде города.
Однако существует еще одна легенда, согласно которой Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Лаокоон ослушался, женился и в браке у него родилось двое сыновей. Грех Лаокоона не был забыт и прощен, и Апполон наслал на него ядовитых змей, чтобы удушить его и его детей.
Как бы там ни было, но скульптура "Лаокоон и сыновья" не перестает удивлять своим мастерством. В свое время она была источником вдохновения для таких ярких представителей эпохи Возрождения как Микеланджело, Бернини и Рубенс.
Если вы внимательно посмотрите на скульптуру с целью разглядеть сюжет, то увидите, как змеи крепко обвивают тело Лаокоона и его сыновей, пытаясь удушить их. Лаокоон из последних сил пытается освободиться от чудовищ, также, как и один из сыновей. В то же время второй сын уже получил змеиный укус в грудь, но все же продолжает свою борьбу.