ЧТО ТАКОЕ ГРЕХОВНОСТЬ, ГРЕХ, СТРАСТЬ
ГРЕХОВНОСТЬ, вошедшая в природу человека после первородного греха, — это состояние души, характеризующееся стремлением (склонностью, предрасположенностью, уклонением) человека (точнее его сердца, ума, воли) к греху. При этом с одной стороны, греховность является одним из следствий первородного греха, а с другой — источником, порождающим новые грехи.
Психической основой (основанием, корнем) греховности является стремление (желание) получать удовольствие от мыслей и действий, которые, по своей сути, являются греховными. Ибо, — как говорит митр. Николай (Могилевский), — «всякий грех совершается ради удовольствия». Иначе говоря, возможность получать удовольствие от греха, заложенная в природе человека, превратилась, после его грехопадения в раю, в склонность (приверженность, побуждение) именно к такому виду удовольствий.
В греховности можно выделить такие ее стороны (типы) как: природную греховность; родовую греховность; врожденную (наследственную) греховность; приобретенную греховность; общую греховность.
Природная греховность представляет собой общую склонность к греху, свойственную всем людям, и вошедшую в природу человека после первородного греха. Родовая греховность — это индивидуальная склонность к определенным видам греха, определяемая страстями родителей. Природная и родовая греховности имеют общий аспект: каждая из них является наследственным свойством (т. е. свойством, которое наследуются от родителей). Поэтому, они могут быть объединены в один тип — врожденную или наследственную греховность (т. е. греховность, получаемую при рождении). При этом врожденная греховность не является для человека непреодолимой силой. Она представляет собой лишь предрасположенность к греху. Приобретенная греховность — это греховность, приобретаемая в процессе жизни. Иначе говоря, это приобретаемая склонность к греху, или приобретаемые страсти. Общая греховность состоит из врожденной и приобретенной греховностей.
СТРАСТЬ — это определенное психическое состояние человека, характеризуемое сильной склонностью к данному виду греха,* обусловленной сильным стремлением к получению данного вида греховного удовольствия (наслаждения), и ставшей, в результате многократного повторения этого греха, привычкой к нему.
- Грех — это неугодный Богу поступок, под которым понимается определенное действие или, в зависимости от воли Божьей, отсутствие должного действия. При этом конкретным выражением данного действия могут быть мысли, слова, желания, физические воздействия.
Поэтому греховное наслаждение, — по словам прп. Иоанна Лествичника, — является матерью страстей. Страсть становится новым (приобретенным) свойством характера человека или как бы его приобретенной природой. Как говорит римская пословица, «привычка — вторая природа». Иначе говоря, страсть представляет собой сильную приобретенную направленную греховность.
Таким образом, страсть, с одной стороны, является следствием, или порождением, или дочерью, греха (точнее, результатом его многократного повторения), а с другой, соответственно — причиной, или источником, или матерью, новых грехов. Другими словами, грех (точнее, его повторение) порождает страсть, а страсть порождает грех.
Подобно сорнякам, произрастающим из земли, страсти, в конечном счете, появляются из врожденной греховности. Однако во врожденной греховности еще нет личной вины человека. Вместе с этим, если человек сам превращает свою греховность в благодатную почву для грехов и страстей (иначе говоря, сам растит свои страсти), то он уже становится виновным в их появлении.
Конкретный грех часто является реализацией (воплощением) данной страсти. При этом не всякий грех является реализацией страсти. Так, например, первородный грех не является таковым, поскольку в то время еще не было страстей. Кроме того, грехи, сделанные впервые или первые несколько раз, также не являются реализацией страстей, т. к. еще не вошли в привычку (иными словами, еще не укоренились в человеке или еще не стали его «второй природой, второй натурой»).
Исходя из сказанного, очевидна и связь между греховностью, грехом и страстью: греховность (являющаяся следствием первородного греха) порождает грех, а неоднократное повторение данного греха порождает данную страсть.
На появление страстей, как и на жизнь человека в целом, также оказывают влияние такие факторы, как наследственность, внешняя среда и воспитание.