КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК САМ ВЫБИРАЕТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
В Божьем творении мира, по отношению к человеку, можно выделить, в том числе, следующие аспекты: побуждение к созданию человека, или причину его создания; цель создания человека, или его назначение; цель жизни созданного человека, или его призвание; смысл жизни человека, или для чего живет человек.
Побуждением к творению (причиной творения) являлась любовь Божья. При этом, поскольку любовь является чувством, относящимся к какому – либо объекту, а никаких сотворенных объектов еще не существовало, то под любовью Божьей понимается «бесконечная любовь Бога к высочайшим совершенствам триипостасного существа Его, по которой Он восхотел и вне Себя открыть сии совершенства».
Целями же творения являются два, связанных между собой, аспекта: слава Божия и блаженство тварей. Ибо, «насколько тварь усвояет или отображает славу Божию или Его совершенства, и через то приобщается к Творцу, источнику истинного совершенства и блаженства, настолько возможно и блаженство ее». Иначе говоря, целью создания человека является его блаженство в соединении с Богом.
Отметим, что человек рождается на свет без своего ведома и уходит из жизни без своего согласия. Таким образом, два величайших для человека события — его рождение и смерть, — происходят с ним принудительно — без свободного выбора и осознанного добровольного соучастия. Как говорит свт. Игнатий Брянчанинов: «Являюсь в бытие бессознательно, без всякого со стороны моей согласия; увожусь из этой жизни против моей воли, в час неопределенный, непредугаданный. Являюсь и увожусь, как невольник».
Однако сама земная жизнь человека (находящаяся во временнóм интервале между рождением и смертью) протекает уже вполне сознательно и при свободе духовного выбора (за исключением младенческого возраста). Иначе говоря — с участием сердца, ума и воли. Именно поэтому здесь и возможно обоснованно говорить о цели и смысле земной жизни и нравственной оценке за их выбор, т. е. — о нравственной ответственности за жизненный путь. Ибо, со смертью заканчивается время наших земных деяний («время посева») и начинается время воздаяния за них («время жатвы»).
Иисус Христос предупреждает нас: «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). Св. апостол Павел учит: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7,8).
Иными словами, то, что будет ожидать человека в вечности — зависит от его собственного выбора, от его земной жизни. Бог, как создатель всего предоставил прародителям две дороги (два жизненных пути). Одна из них вела к бессмертию, как следствию постоянного укрепления прародителей в праведности. Другая — вела к смерти духовной и физической, как следствию нарушения воли Божьей. Каждый человек, в соответствии со свободой, данной ему Богом, сам выбирает свой путь. Ибо Бог «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15: 17). «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло … жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30:15,19).
Таким образом, выбор жизненного пути (выбор цели жизни), — с учетом свободы нравственного выбора и ответственности за него, — приобретает для нас первостепенное и важнейшее значение.
Также следует отметить, что Бог создал человека с возможностью греха. Если бы было наоборот, то мы были бы не свободные в своём духовном выборе существа — люди, а были бы некими киборгами, запрограммированными на добрые дела! Но при этом добрые дела были бы уже не нашей заслугой!*
- Более подробно см. об этом в книге: "Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] — М.: Оранта, 2017. — 368 с, — (Христианская антропология и современность. Вып. 2)".