ЛОЖЬ, ЛУКАВСТВО И ПОЛУПРАВДА (ПОЛУЛОЖЬ)
Ложь — это прямое искажение правды (истины), т. е. когда придумывают то, чего не было. Лукавство — это косвенное искажение правды о чём-либо, путём частичного или полного сокрытия (утаивания) информации об этом.
Иными словами, ложь и лукавство — это предоставление искажённой информации (т. е. информации, не соответствующей действительности), или обман, но в случае лжи — эта придумывание информации о том, чего не было, а в случае лукавства — это, наоборот, частичное или полное сокрытие информации о том, что было [1].
Приведём некоторые примеры лукавства.
● Из Ветхозаветной части Библии известно, что «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12: 17), которая была взята в дом фараона за ее красоту (Быт. 12: 14, 15). При этом фараон не знал, что Сара имеет мужа (Быт. 12: 18, 19) [2], так как был введен в заблуждение хитростью Аврама, специально сокрывшего этот факт для собственной защиты и безопасности (Быт. 12: 10-13) [3]. Аналогичный случай произошёл и с Авимелехом, который, как и фараон, не знал, что Сарра — жена Авраама [4] (Быт. 20: 2), поскольку также был введен в заблуждение Авраамом, сокрывшим своё семейное положение (Быт. 20: 11-13) [5].
Здесь, с одной стороны, Аврам (Авраам), говоря, что Сара (Сарра) является его сестрой — говорил правду. Однако, с другой стороны, он при этом сознательно скрыл (для собственной защиты и безопасности), часть информации — что она является его сводной сестрой и женой.
● В известном литературном произведении Аркадия Гайдара: «Чук и Гек» рассказывается о приключениях двух братьев — Чука и Гека, — произошедших по причине потери ими, в результате баловства, телеграммы от своего отца. Братья «знали, что попадет им от матери обоим. Но так как Чук был на целый год старше Гека, то, опасаясь, как бы ему не попало больше, он предложил ничего не говорить матери. — Врать нельзя, — вздохнул Гек. – Мама за вранье всегда еще хуже сердится. — А мы не будем врать! – радостно воскликнул Чук. – Если она спросит, где телеграмма, — мы скажем. Если же не спросит, то зачем нам вперед выскакивать? Мы не выскочки. — Ладно, — согласился Гек. — Если врать не надо, то так и сделаем. Это ты хорошо, Чук, придумал … А про телеграмму мать ничего не знала, поэтому, конечно, ничего не спросила».
Здесь, братья, с одной стороны, не лгали своей матери, — поскольку она не спрашивала их о телеграмме. Однако, с другой стороны, — они сознательно утаили от неё всю информацию о получении этой телеграммы.
● Муж поздно пришёл домой. Жена спрашивает его: — Где ты был? — У друга дома — отвечает муж. И, действительно, — муж был у друга дома. Но только самого друга при этом не было. А муж был там со своей любовницей.
Здесь, с одной стороны, муж не лгал своей жене, поскольку она спросила: — Где ты был, а не с кем ты был? Однако, с другой стороны, муж сознательно скрыл от жены, с кем он был у своего друга [6].
Таким образом, ложь и лукавство — имеют свои выраженные особенности и отличия. В связи с этим, данные понятия целесообразно различать и не смешивать между собой.
Также отметим, что ложь и лукавство, в свою очередь, следует отличать от полулжи (полуправды), представляющими собой — вид обмана, при котором о чём-либо говорится одновременно и часть правды, и часть лжи. Таким образом, здесь присутствуют и ложь, и лукавство (как сокрытие части правды) одновременно.
Примером этого может служить соблазнение дьяволом Евы (Быт. 3: 1-6). Здесь правда заключалась в том, что прародители, в соответствии с (Быт. 3: 22) [7], стали знать добро и зло. Ложь же заключалась в словах, что они при этом не умрут [8] (Быт. 3: 4).
Иначе говоря, дьявол, прикинувшись доброжелателем и используя свое хитрое и коварное изобретение, подтолкнул прародителей на путь греха и смерти. В данном случае, — как отмечает прот. Н. Иванов, — «человекоубийца притворяется человеколюбцем» (3: 228). Преп. Симеон Новый Богослов пишет: «диавол так делает, что, будучи врагом, принимает вид друга и, будучи тьмою, представляется светом» (4. См. §3). Иисус Христос говорит о дьяволе: «нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8: 44).
Таким образом, ложь, лукавство и полуправда — порождения дьявола. И те, кто их использует — совершают грех и действуют по его наущению.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Д. Н. Ушакова: в 4-х тт. — Т. 2. — М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1938.
- Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.
- Иванов Н., прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования Книги БЫТИЯ (Гл. 1-5). — 2-е изд. — Клин: Христианская Жизнь, 1999.
- Преп. Симеон Новый Богослов. Слово тринадцатое. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/13, свободный.
- Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.
- Филарет, митр. Пространный Христианский катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви. — Варшава: Синодальная Типографиия, 1930.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. Перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
[1] А) В Толковом словаре русского языка ложь — означает неправду, намеренное искажение истины (1: 85), а лукавство — хитрость, коварство (1: 96).
В философском словаре ложь определяется, как «искажённое отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная ложь является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная ложь совпадает с заблуждением…» (7: 295. См. «Ложь»).
Б) Свт. Тихон Задонский отмечает следующие виды лжи в этом мире: «Видим, что различна ложь в мире бывает. Лжет купец, когда сказует, что товар его такой-то цены стоит, но иначе есть. Лжет свидетель на суде, когда говорит тое, что не видел и не слышал; или не говорит того, что видел и слышал: и черное называет белым, и горькое сладким ... Лжет работник, который, взявши достойную цену, обещался работать усердно наемшему его, но лениво работает, или совсем не работает. Лжет должник, который приемлет деньги от заимодавца, и обещается ему отдать, но не отдает ... Лжет ПАСТЫРЬ, который обещается и присягает стадо овец Христовых пасти, но не пасет, или нерадиво пасет, и прочая. Тако лжет ХРИСТИАНИН, который в крещении святом обещается Христу Господу работать, но не работает. Таковый всяк есть, который по крещении святом беззаконнует и к суете мира сего прилепляется (2: 451 со ссылкой на «Творения свт. Тихона 6-го изд., 1899. Т. 4. С. 176»).
[2] «И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди» (Быт. 12: 18, 19).
[3] «Когда же он (Аврам — П.Д.) приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12: 11-13).
[4] «И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру (Быт. 20: 2).
[5] «И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело? Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия, и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой» (Быт. 20: 10-13).
[6] Насколько известно автору, в юриспруденции, по крайней мере одной из стран, в определение лжи включено и сокрытие информации от тех, кто по своему статусу имеет право на знание этой информации. С этой точке зрения, данный случай будет являться ложью.
[7] «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт 3: 22).
[8] Нарушив заповедь в раю, прародители подверглись наказанию в соответствии с Божьим предупреждением: «а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 17). В частности, их тела стали смертными, а души лишились благодати Божьей, то есть подверглись смерти духовной. В Новом Завете о связи греха со смертью сказано: «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1: 15); «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5: 12); «возмездие за грех — смерть» (Рим. 6: 23).
Свт. Григорий Палама, архиепископ Солунский пишет: «Ибо как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. И это есть главным образом смерть, смерть души. На нее указывал Бог, когда, давая заповедь в раю, сказал Адаму: в какой день вкусишь от запрещенного древа, смертию умрешь (Быт. 2, 17). Ибо тогда умерла душа его, через преступление отделившись от Бога; по телу же он продолжал жить с того часа и далее до девятисот тридцати лет (Быт. 5: 5 — П.Д. ). Но смерть, прибывшая через преступление, не душу только сделала непотребною и человека подклятвенным, а и тело, сделав многоболезненным и многострастным, предала наконец смерти (цит. по 5: 50, 251).
«Вопрос. Какая смерть произошла от греха Адамова? Ответ. Двоякая: телесная, когда тело лишается души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией, которая оживляла ее высшею духовною жизнью» (6: 34).