ПОБЕДИТЬ СЕБЯ В СЕБЕ
«По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Плач. 3: 22). Однако, если само милосердие Божье зависит исключительно от Бога, то Его взаимоотношения с человеком уже зависят и от человека. Так для создания человека по образу достаточно только одной воли — Божьей, а для подобия уже требуются две воли — Бога и человека (В.Н. Лосский). Ибо Бог спасает нас не без нас самих (святитель Афанасий Великий). От человека требуется лишь открыть дверь души своей, в которую стучит Господь (Откр. 3:20).
Казалось бы, так просто и легко! Но нет ничего сложнее, чем победить самого себя. Действительно, ведь очень трудно победить самого себя, поскольку силы у противоборствующих сторон равны. Апостол Павел пишет: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих … я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:15-25).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Трудно побеждать себя. Нет на свете труднее победы, как победа над самим собою, но надо непременно побеждать себя, то есть побеждать зло, гнездящееся и действующее в сердцах наших и во плоти нашей или многоразличные страсти плотские и духовные, воюющие ежедневно во плоти нашей».
По мнению святителя Тихона Задонского: «Наконец велико есть победить самого себя. Многие победили много тысящей людей, многие покорили грады и государства, но себе самих победить не могли, понеже с самими собой не имели брани, без которой победа не бывает …Сия есть преславная победа, сие есть благородие, достоинство и премущество христианское — самого себе, то есть растленное свое естество, злонравие и похоть свою побеждать. В чем состоит их мужество, сила и храбрость … Сея победы желаем поищем и иметь с помощью Божий потщимся».
«Победа над собой — самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни. Борьба с собой, борьба с грехом всегда останется подвигом, а значит, будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба, рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем подвижник все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим и болезненно переживать ее» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
«Бой с самим собой — есть самый трудный бой. Победа из побед — победа над собой», пишет немецкий поэт-сатирик Фридрих фон Логау. «Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыднее и хуже. Это и показывает, что в каждом из нас происходит война с самим собой» (древнегреческий философ Платон — ученик Сократа и учитель Аристотеля).