Что есть в другом, чего нет во мне?
Мы видим в других людях только то, что хотим в них увидеть и то, что можем в них увидеть.
Первое - из различной выгоды для себя. Второе, потому что практически невозможно разглядеть в другом то, что недоступно нам самим. Например, мы никогда не сможем допустить, что какой-то человек на слух или осязательно может отличить длинноволновое радиоизлучение от коротковолнового. И даже, если бы это было возможно и доказано на бумаге - мы бы постарались в это не поверить, потому что нашим собственным чувствам такие переживания недоступны. Самое интересное, что это правило применимо не только к сверхъестественным способностям, но и к обычным чертам характера, которые доступны одним и совершенно закрыты от других.
Поэтому люди так часто удивляются поведению, поступкам и словам других людей - как мог он так поступить, что им двигало, почему он это говорит - они не хотят и не могут понять чужие мотивы и характеры.
Как бы то ни было, что бы не сделал человек, какое бы преступление или глупость не совершил - важно помнить - у него обязательно были серьезные основания поступить именно так, иначе он бы поступил иначе. Любой человек, отрицающий это, искренне и наивно выставляет себя дураком - спрашивая, почему же ДРУГОЙ не похож на меня.
Когда мы формируем свое отношение к известной личности (особенно исторической личности из прошлого), мы всегда оцениваем лишь его маску, парадный мундир и актерские способности и даже все эти качества его биографов, если опираемся на их мнения.
Однако это можно отнести даже к близким и хорошо знакомым людям!
Когда мы любим или ненавидим человека, мы обычно испытываем эти аффекты не по отношению к реальной персоне с ее багажом опыта, комплексов и достоинств, а к выдуманному персонажу, которого, к тому же, мы обычно наделяем своими собственным характером, практически привинчивая к нему свою голову.
Особенно это актуально, если вы глупы и/или пытаетесь оценить незнакомого человека.