Кто стоял у истоков бодибилдинга?
Как известно, одной из наград победителям Олимпийских игр был лавровый венок. А в качестве второй награды чемпиону полагалось размещение его статуи в родном городе. (В те давние годы, правда, такого слова, «чемпион», не существовало, ну да ладно)
Не думаю, что древние греки были здоровее нас, выше ростом или крепче. Скорее всего, наоборот, так себе были мужички. Низенькие, чернявенькие, вечно голодненькие и потому злобненькие. Однако побеждали в единоборствах.
И вот приходит такой красавчик к скульптору, глядит на глыбу, из которой его статуй вырубят, ногтем мрамор ковыряет: качественный ли? И подкатывается к скульптору:
Слушай, братец, а можно меня малость повыше ростом сделать и в плечах пошире? Чтоб красивее было.
Сделать-то все можно! – Отвечает скульптор. – Да только ведь не похоже будет.
Наплевать! Надпись-то поместят: «Дискобол Федул». Федул – это я, вот все сразу и узнают, какой я славный дискобол, могучий и красивый. Соседи завидовать будут, а дети и внуки – помнить. Ты уж изваяй покрасивей, чтобы на долгую и добрую память.
Мастеру, строго говоря, все равно было: похоже или не похоже. Вот и ваял он мраморного красавца по собственному разумению о красе человеческого тела. А помощник, которому тоже все равно было, на доске буквы вырезал: «Физдобол Дедул». Ну, а дальше на ослах по горным дорогам доставляли изделие в родной город победителя и ставили на главной площади. Все дивились, аплодировали. А потом забывали и Дедула-Федула, и то, почему это его статуя на центральной площади стоит. Потом, как водится, приходил какой-нибудь Александр Македонский или Юлий Цезарь, все вокруг рушил, дабы геройство свое показать и славу снискать. После такой победы статуя дискобола Федула погружалась в культурный слой все глубже и глубже, пока в 19-м веке какой-нибудь ученый немец или строгий английский майор ее не раскапывал и тайком в славный европейский музей не отправлял.
А дальше дело за ценителями искусства было. Приходили они в красивые залы рассматривали то, что осталось от дискобола Федула, в восторг приходили. А потом сравнивали каменные бицепсы, трицепсы и торсы со своими дряблыми телесами и вздыхали:
- Эх, раньше люди красивее нас были!
Проклятые древние греки в который раз обманули весь цивилизованный мир! Ну, да цивилизованный мир такой, он обманываться рад.
И вот когда в конце 19-го века пробудился интерес к физической культуре и спорту, цивилизованный мир решил, что образцами красивого и пропорционально устроенного тела являются древнегреческие статуи. Вот под кого надо себя тачать!
Система упражнений, которые позволяют «выточить» красивое тело называется культуризмом или бодибилдингом.
Возникновение этой системы связано с именем Евгения Сандова (1867 — 1925). Если судить по имени и по фамилии Сандов – русский. На самом деле, «Евгений Сандов», так же как и «Юджин Сэндоу» – псевдоним. И русским основатель бодибилдинга был только на половину, по маме. Папа же у него был немец. Евгений Сандов родился он в славном городе Кёнигсберге и звали его Фридрих Вильгельм Мюллер (Friedrich Wilhelm Müller).
Как известно, полководец А.В.Суворов появился на свет хилым и слабым, но с помощью тренировок привел свой организм в состояние, годное для воинской службы, в каковой службе и отличился. Аналогичная история произошла и с Евгением Сандовым.
Был он от рождения болезненным и физически слабым. Поступив на медицинский факультет, Евгений (тогда еще Фридрих Мюллер), как положено студенту медику, изучил строение мускулатуры. Зная, что если мышца работает, ее масса увеличивается, начинающий медик обдумал научно обоснованный комплекс физических упражнений, которые бы развивали различные мышцы тела. С помощью этих упражнений можно было сформировать красивую и гармоничную фигуру.
Естественно, что свое изобретение Фридрих Вильгельм опробует на себе. Семь потов, которые сошли с него при этом, были не напрасны. Мышцы обрели тонус, пришли здоровье и сила. Чтобы тело было более ловким и умелым, Мюллер параллельно с силовыми упражнениями занимался акробатикой, верховой ездой и борьбой. Все мышцы тела должны развиваться, все они должны быть задействованы! Медицинский факультет Фридрих Вильгельм Мюллер так и не закончил, потому что стал артистом в цирке, атлетом. На цирковой арене он появляется, как Евгений Сандов.
Антропометрические данные Сандова были обычные, средние для мужчин конца 19-го века: рост 170, вес 80. Но благодаря постоянным и интенсивным тренировкам Евгений Сандов становится самым сильным человеком в мире. Он установил мировой рекорд в жиме одной рукой, победил всех известных профессиональных борцов. Наконец – смертельный трюк – Сандов даже боролся со львом и поборол его. При этом его тело не казалось зрителям гипертрофированным. Атлет демонстрировал не только силу, но и гармоничную красоту тела, ловкость и быстроту движений.
В течение 1890-х годов Сандов гастролировал по всему миру, установив ряд мировых рекордов. Среди физических достижений Сандова, показанных в ходе этих гастролей:
• Отжимание от пола – 200 раз за 4 минуты
• Удержание двух гирь по 27 килограммов каждая на вытянутых вперед руках в течение нескольких секунд.
• Удержание на груди деревянного помоста с тремя лошадьми.
• Жим одной рукой штанги с большими полыми шарами, внутри которых сидело по одному человеку – общим весом в 122 килограмма.
Но за все приходится платить. Сандов женился на красавице, у него были двое симпатичных детей. Но когда все силы уходят на достижение новых рекордов, сил на секс не остается. Этот всем известный факт испытал на себе и Сандов. К 30 годам его семейная жизнь сошла на нет.
В 1897 году после возвращения в Великобританию Сандов начинает новый этап своей жизни. Он привел в систему упражнения, способствующие развитию силы и красоты тела, и начал ее активную пропаганду. У него была всемирная слава, у него были миллионы последователей. Именно Евгений Сандов ввел в обращение термин «бодибилдинг» («телостроение»). В 1901 году под патронажем Сандова организуется первый в мире конкурс по этому виду физических упражнений. Призом этого конкурса была золотая статуэтка Евгения Сандова, держащего в одной руке шаровую штангу. Эта статуэтка до сих пор является символом бодибилдинга.
В 1911 году мистер Юджин Сэндоу становится инструктором по физической культуре самого короля Англии Георга V. Король присвоил своему инструктору звание профессора физического развития. Можно считать, что Сандов, таким образом, стал первым в мире ученым в области физической культуры.
Когда началась Первая мировая война Сандов прекратил свои показательные выступления. Но свои занятия бодибилдингом и тренировки новых спортсменов он продолжал.
Казалось бы, с такой силищей и здоровьем можно жить до ста лет. Но Евгений Сандов умер в относительно раннем возрасте. Когда в 1925 году его автомобиль съехал с дороги в канаву, Сандов вытащил машину оттуда одной рукой. Но в результате перенапряжения получил инсульт и скончался. Силовые упражнения тем и опасны, что сильный человек, привыкнув к своей силе не делает скидку на возраст, не понимает, что другие системы организма слабеют.
Могила Евгения Сандова на кладбище Putney Vale в юго-западной части Лондона долгое время не имела памятника, и даже имя покойника на могильном камне выбито не было. Жена Сандова никак не хотела сохранить память мужа. В 2002 году на могиле все же установили плиту с именем и датами рождения и смерти. В 2008 году правнук Сандова выкупил могилу прадеда и установил на ней простой памятник из розового песчаника с надписью SANDOW.
Впрочем, стоит ли грустить? Память обо всех нас стирается в веках. Кто сейчас вспоминает знаменитого дискобола Федула? Память же о Евгении Сандове пока жива. Могучие люди, занимающиеся бодибилдингом, помнят того, кто стоял у истоков этого вида спорта.