Оптическая иррадиация
Оказывается, что в памятнике античной архитектуры - Парфеноне - не всё так идеально, как видится любопытному взгляду туриста, брошенному на сооружение с большого расстояния. Например, на самом деле не все колонны стоят вертикально, у них разная толщина, а их поперечное сечение не даёт круг. И это не потому, что строившие его в V веке до нашей эры под руководством Калликрата древние греки чего-то не знали или не умели. Всё сделано осознанно и преследует чисто практические цели.
Зачем же хитрые эллины создали такой архитектурный ребус? Да всё ради красоты, которая, как известно, постоянно требует жертв. И в данном случае, можно сказать, в жертву была принесена математическая точность (хотя, возможно, что всё было как раз наоборот))).
Остановимся на различной толщине колонн. От всех остальных своих собратьев отличаются только угловые колонны, их диаметр на 5 см больше. Для чего это было сделано? Дело в том, что фоном для этих "неправильных" колонн было яркое небо Греции, а для внутренних - сам Парфенон, который был гораздо темнее.
И если бы вся колоннада была сделана одинакового размера, то угловые колонны выглядели бы тоньше других, что, конечно же, было бы не по античному феншую. В сущности - это только оптическая иллюзия, недостаток человеческого зрения, который и называется "иррадиацией". Тёмные предметы на светлом фоне кажутся меньше, а светлые на тёмном - больше.
Сложно сказать, почему это так происходит. К примеру, римский архитектор Марк Витрувий образно объяснил это так: свет "пожирает" мрак. Более обоснованная попытка была предпринята Рене Декартом. Он считал причиной оптической иррадиации распространение физиологического возбуждения на участки сетчатки, соседствующие с теми, куда реально попадает свет. Позже Герман Гельмгольц предположил, что из-за несовершенство хрусталика глаза светящаяся точка на сетчатке рассеивается, создавая иллюзию увеличения реального размера объекта. Впрочем, Википедия уверяет, что понять физиологическую природу иррадиации на данный момент " не представляется возможным ".
Тем не менее мы применяем этот эффект в своей повседневной жизни, надевая на себя то светлую, то тёмную одежду в зависимости от того, как хотим выглядеть - полнее или худее.
Итак, мы пользуемся фокусом придуманным кем-то тысячи лет назад.