Даже не трагедия, а библейский Апокалипсис
Насколько и когда оправятся от удара поддых культура и искусство, сегодня наверняка не ответит никто.
А кому сейчас легко?!
Странное совпадение: юбилей Великой Победы и снова – война. На этот раз с невидимым и оттого еще более коварным врагом.
Все по команде кинулись в укрытия, блиндажи, землянки и бункеры. Но этот враг в любой момент может проникнуть даже в самый укрепленный изолированный бастион. А самое печальное, что мы не можем уже почти два месяца жить с девизом: «Все для фронта! Все для Победы!».
Хотим, но не можем!
Ощущение, будто мы переживаем четвертую по счету оборону Севастополя, а делать какие-то оптимистичные прогнозы о снятии блокады и безоговорочной капитуляции никто, к сожалению, не решается.
Положение сильно усугубляет наличие у врага не менее грозного союзника – падение на мировых рынках цен на углеводороды.
Понятно, что никакие дотации и «вертолетные» субсидии долго не продержатся, ведь любые деньги имеют скотское свойство однажды заканчиваться. И, если не пополнять бюджет города, округа, края – государства, то относительное благополучие и экзальтация от оплаченного для большинства населения отпуска внезапно сменятся затягиванием пояса. В лучшем случае, на животе.
Я не экономист, но и мне понятно, что нашу экономику в очередной раз придется латать, поднимать, восстанавливать. В зависимости от «успехов» незримого врага и его вполне понятного «союзника». Поднимать экономику даже с «нуля» нам не впервой - есть богатый неоднократный и успешный исторический опыт.
А вот насколько и когда оправятся от удара «поддых» культура и искусство, сегодня наверняка не ответит никто. Именно об этом захотелось поговорить вслух, благо, я немного «в материале».
Начну издалека - с кинематографа.
Если учесть, что современное отечественное кино снимается, как правило, на частные деньги инвесторов и продюсеров при сравнительно небольшом процентном участии Госкино, то прошедшие два месяца вынужденного «простоя» не просто «облегчили» банковские счета киномагнатов, но и наверняка многих разорили.
Не смешно, между прочим, ведь от этого зависит качество российского кинематографа, который за последние двадцать лет сделал, как мне кажется, зримый скачок и в количестве, и в качестве. Вы представляете, сколько картин оказалось в финансовом тупике в связи с пандемией?! Сколько фильмов не запущено из-за пресловутого COVD-19?..
А ведь осветительная и съемочная техника уже заказаны, собрана многочисленная группа и выплачены авансы гримерам, операторам, художникам, реквизиторам, осветителям, водителям, техникам, оплачена их дорога и проживание в гостиницах... Тактично умолчу про авансы гонораров наших «звезд», режиссеров, сценаристов, композиторов. Составлен график монтажа, пост-продакшн и озвучивания…
И в одночасье эта колоссальная энергоемкая машина превратилась в груду металла на пока еще неизвестный срок. Грустно, господа!
Боюсь, что после такого удара оправятся только монстры киноиндустрии, а для всех независимых (и оттого – не таких жизнеспособных) студий сегодняшняя ситуация – катастрофа, от которой многие так и не оправятся. Причем, не только у нас в России. Авторское кино – наиболее ранимый сектор этого искусства. И именно авторское кино всегда определяло эстетику завтрашнего дня.
Боюсь предположить, какое кино мы будем смотреть долгими зимними ночами в 2021 году. Про отечественный кинопрокат даже не заикаюсь, а ведь он только-только стал на ноги. Снова взгрустнулось.
Ну а теперь – наш гордо поднявший голову и распрямивший плечи за четверть века Российский Театр! Про небольшие независимые, но такие востребованные и полюбившиеся труппы даже говорить больно (по аналогии с независимыми киностудиями). Взглянем на судьбу бюджетных и, вроде бы, благополучных служителей Мельпомены.
Да, в условиях самоизоляции все они действительно получают от государства свои зарплаты, но не стоит завидовать им черной завистью. БОльших добровольных трудоголиков в других профессиях (не считая, разве что врачей) лично я не встречал. Для артистов не существуют такие понятия, как «нормированный рабочий день», «выходные», «больничный», «праздничные дни», «отгулы». Особенно накануне сдачи нового спектакля.
Они двадцать пять часов в сутки (даже вне стен театра) живут ролью, проговаривают и повторяют текст, додумывают образ, переосмысливают уже найденное, «закрепляют» поставленное. И вдруг – полная остановка, «поезд дальше не идет. Просьба не забывать свои вещи в вагонах»!
Для артистов пандемия – даже не трагедия, а библейский Апокалипсис. Депрессия – самое легкое проявление всего того, что они испытывают. И, если киностудия может организовать премьеру своего нового шедевра в Интернете или на ТВ, то Театр при любой трансляции теряет самое главное – энергетическое единство с залом. Когда Сцена питается энергией Зала, а Зал заворожено впитывает малейшие вибрации Сцены.
Стоит оборвать одну из этих невидимых ниточек, и феномен катарсиса в Театре моментально исчезает. Театр превращается в зрелище, развлечение, балаган, где не надо думать.
И еще: я очень сочувствую всем режиссерам, у которых были запланированы премьеры именно на период, совпавший с пандемией. Когда они вернутся в зал на репетицию, им придется ставить свой спектакль ЗА-НО-ВО! С нуля! Как будто и не было полтора-два месяца адского труда на грани нервного срыва.
«День сурка». К тому же, никто им не скажет наверняка, когда зритель придет в зал. И будет ли у него интерес к высоким материям, когда в голове вполне злободневные проблемы: ипотека, ссуда в банке, рассрочка и всякое такое.
Эта неизвестность любого может довести до уныния, которое является самым страшным христианским грехом. А наиболее слабым опалит крылья или поломает хребет. Мне кажется, что эта проблема не менее опасная, чем временное снижение ВВП.
Впрочем, не претендую на истину в последней инстанции.
Андрей Маслов
https://sevastopol.su/point-of-view/dazhe-ne-tragediya-bibleyskiy-apokalipsis