Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
forpost
5 лет назад
общество

Дегенеративный зашквар: почему в России больше не нужны песни о Родине

По оценке критиков, за последние 20 лет не было написано ни одной хорошей песни о России.
изображение.png
В реестре Российского авторского общества числится более 1000 музыкальных произведений, в названиях которых упоминается «Родина» и «Россия». Большинство композиций широкой публике неизвестны. На форумах россияне называют такие произведения «зашкваром», а их исполнителей — пропагандистами.

Продюсер Иосиф Пригожин считает, что за троллинг песен о Родине нужно «давать леща». Музыкальный критик Сергей Соседов уверен, что в стране не осталось авторов, которые по таланту могли бы приблизиться к поэту Владимиру Харитонову и композитору Давиду Тухманову, подарившим стране нестареющий хит «День Победы».

Какова судьба патриотической песни в современной России — в материале ForPost.
«Золотой фонд» и современные сочинения

Какую песню чаще всего поют россияне, когда хотят признаться в любви к Родине?

Согласно данным мобильного приложения Smule, любители караоке исполнили почти 3000 раз «Гляжу в озёра синие» из телефильма «Тени исчезают в полдень». Приблизился к этому показателю только хит группы «Любэ» «Выйду ночью в поле с конём». Его исполнили более 2500 раз.

На данный момент антирекорд установила песня о Родине тюменской исполнительницы Жанны Прохорихиной. Её хит «За Путина!» на официальной странице певицы в YouTube посмотрели почти 400 тыс. пользователей. Композиция набрала 2,6 тыс. лайков и 20 тыс. дизлайков. Строчка из песни «Давай за Путина поднимем мы бокалы» настолько разозлила жителей России, что они не стеснялись в выражениях, комментируя произведение певицы.

«Я не имею в слове фальши. Пою с любовью для моей страны!» — ответила хейтерам певица.

Разозлила россиян и песня «Москва», которую исполнили Тимати и Guf. Эта композиция в русском сегменте YouTube установила абсолютный рекорд по дизлайкам. Палец вниз поставили 1,5 млн человек. Это музыкальное признание в любви к столице понравилось только 85 тыс. пользователям. Клип на песню «Москва» Тимати удалил со своего официального канала в YouTube.

Читайте также: Земфира посвятила новую песню Крыму

Музыкальный критик Сергей Соседов не удивлён тому, что патриотические песни современных авторов больше раздражают, чем воодушевляют. Большинство таких композиций были написаны для «галочки». Следовательно, в них нет души, лирики, которая заставляет в унисон звучать сердца.

«В советское время было написано много песен по случаю, о которых потом никто не вспоминал. В памяти оставались лучшие. Эти музыкальные композиции не о каком-то конкретно времени. Например, «Гляжу в озёра синие» можно петь и сейчас, она актуальна была бы и в царской России. Эта песня о нас, о нашем восприятии страны. Когда это привязывается к какому-то событию, дате (песня «Москва» была написана ко Дню столицы, а «За Путина!» к президентским выборам 2018 года — прим. ред.) — это всегда дышит сиюминутностью. Галочку поставили, спели, отчитались. Это не становится событием художественной жизни эпохи», — пояснил ForPost Соседов.

По его мнению, современные патриотические песни часто не выдерживают никакой критики. В них присутствуют неточные образы и мелодии, часто заимствованные из других композиций.

«Мне присылали недавно послушать патриотическую песню. Она хорошая, но не более того. Чем-то композиция напоминает «День Победы», до которой ей далеко. Музыкальный дайджест старых песен. Есть откровенные подделки, так как авторам просто нужно что-то написать. Нет талантов, ушла школа композиторская. Чтобы написать патриотическую песню, нужно многое пережить и пройти», — уточнил Соседов.

Музыкальная мода современной России

Кирилл Крастошевский — тринадцатикратный лауреат музыкального фестиваля «Песня года». Он написал более 1000 песен для Аллы Пугачёвой, Филиппа Киркорова, Татьяны Булановой, Анжелики Варум, групп «Стрелки», «Технология», Богдана Титомира.

По его мнению, в стране есть хорошие авторы, но они оказались невостребованными у исполнителей. Получается, материал достойный есть. Главное, было бы кому его исполнять.

«Каждое время диктует своих авторов. Когда-то к нам стояла очередь на песни. Сейчас исполнителей стало очень много. Любой мальчик достаточно примитивно может написать: «Я тебя люблю левой пяткой, давай сыграем в прятки». Появилась новая культура — рэп. Стихи уровня рэпа может писать любой, для этого никто не нужен. Получается, что многие поэты-песенники переквалифицировались в сценаристы. Трудно оценивать время, которое сейчас происходит», — добавил в беседе с ForPost Крастошевский.

Критик Сергей Соседов, в свою очередь, отметил, что сейчас нет моды на патриотические песни. Поэтому это направление неинтересно многим современным артистам. В ротации радиостанций вряд ли попадёт хит о любви к полям и лугам. Популярным радиостанциям интересны лёгкие тексты и незамысловатая музыка. В трендах Ольга Бузова, а не Екатерина Шаврина.

Словно в подтверждение слов Соседова, экс-солистка группы «Ленинград» Алиса Вокс, исполнившая песню «Лабутены», сообщила ForPost, что не задумывалась о судьбе патриотической песни, так как ей этот жанр неинтересен. Она работает в другом направлении и, следовательно, не может оценить текущую ситуацию.

Читайте также: Знаменитую песню «Калинка-малинка» в Севастополе сыграли в три рояля

Продюсер Иосиф Пригожин не хочет слышать о моде, когда речь заходит о патриотических песнях, в частности, связанных с Великой Отечественной войной. По его мнению, те, кто оценивает, какая из таких композиций соответствует духу времени, а какая нет, — страдают «дегенеративным мышлением».

«Песни Победы никогда не могут быть ни «зашкварными», никакими другими. Это великие песни, великой Победы. Они вне моды. Это как Вечный огонь, огонь памяти. Благодаря героям того времени мы последние 20 лет жили как у Христа за пазухой, последние 75 лет были в раю, не видев тех проблем, с которыми столкнулись наши предки. Поэтому понятие «модно» или «немодно» не должно звучать ни при каком раскладе, это звучит вульгарно, пошло», — высказал своё мнение ForPost продюсер Иосиф Пригожин.

Читайте также: В Севастополе ЧФ провёл персональный парад для ветерана

Он уверен, что молодым авторам под силу написать песню в дань памяти своих предков, памяти той свободе, которая есть.

«Просто они не знали горя. Их закрыли на два месяца, и у них уже всё свербит. Слава Богу, что сегодня мы не находимся в сапогах, в грязи, защищая свою Родину. Я точно понимаю, что эти мальчики и есть «зашкварные», которые говорят о моде к песням Победы. На мой взгляд, их исполнители будут востребованы всегда. Неважно, кто сегодня поёт и говорит о Победе, — это наша свобода», — отметил Пригожин.

Пригожин одновременно подчеркнул, что россияне должны разделять любовь к Родине и любовь к власти. Патриотизм не должен зависеть от человека, который управляет страной. Соседов же, в свою очередь, отметил, что именно это правило было золотым при написании песен в советское время, поэтому они до сих пор звучат, так как наполнены лирикой, вызывают светлые и добрые эмоции у людей.
Стадный эффект

Российская певица Алиса Игнатьева стала известна на всю страну, выступив в третьем сезоне шоу «Голос» в 2014 году. Во время конкурса исполнительница подарила вторую жизнь песне «Белым снегом», исполненную в 1950-х годах Уральским русским народным хором. Видео с её выступлением посмотрели почти 4,5 млн человек.

После шоу у Игнатьевой был шанс выступать на большой сцене, но она отказалась становиться клоном условной Ольги Бузовой. Девушка решила исполнять народные песни и композиции собственного сочинения.

«Почему люди не сочиняют качественные патриотические песни? У нас воспитывают не любовь к Родине, а любовь к власти. То, что сейчас видит молодёжь, — это вовсе не о Родине. Сегодня с экранов телевизоров звучат песни о России, в которых нет души. Людей не обманешь, они видят и понимают, что происходит на самом деле. Люди поют песни авторов прошлых столетий, так как в их стихах рассказывается о многострадальном народе без фальши. Очень много мудрости и вдохновения лично я черпаю из народных песен», — рассказала ForPost Игнатьева.

Читайте также: Осмысление уникального опыта СССР: без крайностей о главном

По её мнению, богатая страна — та, где развиваются и поддерживаются различные отрасли, в том числе и в музыке. В частности, речь идёт о народных жанрах.

«Например, сегодня поддерживают театры Надежды Бабкиной, Надежды Кадышевой, а все остальные в тени. Я не против таких коллективов, я против того, что у нас оценивают народное творчество только по этим исполнителям, а других не поддерживают. И это неправильно. Есть талантливые ребята, которые могли бы изменить отношение к этому жанру, но им не выйти из информационной блокады. Сейчас народные песни вызывают либо смех, либо раздражение», — считает Игнатьева.

Ещё одна проблема — отсутствие собственного мнения у ряда жителей страны.

«Показывают по телевизору Бузову, и все идут на неё. Она вроде как классная. Или президент Владимир Путин сходил в Третьяковскую галерею, посмотрел на картины, это показали по телевизору, и все ринулись в музей. Словно стадное чувство у людей. И пробиться через это авторам, в том числе патриотической песни, крайне сложно. Мало людей со своим мнением. Да, есть YouTube — хорошая платформа для певцов-народников, чтобы доносить до людей своё творчество. Главное, всё делать без фальши. Уверена, люди соскучились по хорошим голосам и песням со смыслом. Поэтому авторам не стоит бросать эту платформу», — уточнила певица.

Двадцать лет молчания

Музыкальный критик Соседов менее оптимистичен в части народной песни. По его мнению, этот жанр себя исчерпал. Да, есть запрос на фолк-музыку. Эту нишу заняли рок-этно арт-фолк группа «Пелагея», Мария Девятова, Варвара, Кадышева и Бабкина, у которых сотни тысяч поклонников. В творчестве этих исполнителей мало народного, уверен музыкальный критик.

Яркими представителями народного жанра в стране остаются заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова, исполнившая знаменитые «Валенки», и народная артистка СССР Людмила Зыкина, спевшая про «издалека течёт Волга» и «оренбургский пуховый платок».

«Такие певицы, как Русланова, рождаются один раз в вечность. Она нигде не училась музыке. То, что делала Русланова, — этому нельзя научить. Так никто ни до неё не пел, так и после не будет. Это огромная внутренняя свобода, бесшабашность, сила души, физическая мощь. Зыкина — тоже певица-самородок. Она служила песне, ей было важно это служение. Зыкина всю жизнь работала над собой. Поэтому такое высокое качество этих песен. То, что делает сегодня Кадышева, — это псевдонародное. Её песни — в современных ритмах, мелодике, вокальной подаче. Кто-то над ней смеётся, а кому-то она безумно нравится», — рассказал Соседов.

Он отметил, что за последние 20 лет не было написано ни одной хорошей песни о России или о войне. По мнению музыкального критика, такая песня, возможно, сегодня и не нужна. Уже есть шедевры, которые будут перепевать люди. Поэтому нет в том беды, уверен Соседов, что за два десятилетия не нашлось поэта и композитора, которые бы приблизились к успеху «Дня Победы».

«Существование этой композиции уникальное — оно убрало возможность создания новых песен. Может быть, композиторы и хотели что-то написать, но они понимают, что им до шедевра, который 9 мая будет звучать отовсюду, далеко. Они понимают, что рядом с «Днём Победы» их песня всегда будет посредственной. Была задана высокая планка, которой пока никто не может достичь», — резюмировал критик.

Роберт Вочовский
https://sevastopol.su/news/degenerativnyy-zashkvar-pochemu-v-rossii-bolshe-ne-nuzhny-pesni-o-rodine

обществокультурафорпостсевастопольновости
4
0.367 GOLOS
На Golos с September 2019
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые