Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
forpost
5 лет назад
архитектура

В стиле Гимара: как архитектор-бунтарь создал скандальные входы в метро

изображение.png
Его творения называли ужасными и великолепными, разрушали и воспевали. Волна заказов от восхищённых богачей соседствовала с ожесточённой критикой со стороны представителей церкви. Эктор Гимар объединил изящные искусства и суровую индустрию, создав одну из визитных карточек Парижа — причудливые арки входов в метро. О феномене известного архитектора рассказывают наши коллеги из «Культурологии».

Эктор Жермен Гимар родился в Лионе. Когда юноше исполнилось 15 лет, семья переехала в Париж. Там он и начал свое обучение в Национальной школе декоративных искусств, продолжил в знаменитой Парижской школе изящных искусств и в возрасте 20 лет получил свой первый заказ — ему предстояло спроектировать парижское кафе.
изображение.png
Рисунки Эктора Гимара

Творческий путь Гимара начался рано. В юности он увлекался неоготикой, однако, посетив Брюссель и увидев работы архитектора Виктора Орта, влюбился в причудливый стиль ар нуво. По пути во Францию Гимар повторял слова Орта: «…брать не цветок, но его стебель» — и вскоре переработал все свои текущие проекты в духе криволинейного модерна. Пластичные линии, похожие на побеги, изящные плетения, завихрения, изгибы и волны… С тех пор в эскизах к своей изящной монограмме архитектор добавляет слова «стиль Гимар».
изображение.png
Постройки Эктора Гимара

Первая знаменитая постройка Гимара — это многоэтажный доходный дом Кастель Беранже. Консервативная часть парижской публики немедленно окрестила это здание попросту «сумасшедшим домом». Архитектор снабдил вход в здание асимметричными коваными воротами, где не было ни одного повторяющегося элемента. Он был, в сущности, первым, кто начал проектировать утилитарные конструкции без ритмичных орнаментов как самоценное произведение искусства со свободной композицией. Даже в своих ранних постройках Гимар смело сочетал разнородные элементы — кирпич и природный камень, ковку и скульптуру, превращая фасады в подобие музыкальных композиций.
изображение.png
Металлические решетки, спроектированные Гимаром
изображение.png
За причудливые орнаменты творения Гимара называли безумными.

Архитектор отрицал классическую симметрию фасадов, да и вообще привычное положение вещей в строительстве. Например, он мог расположить окна не на одной линии и даже не в строгом ритме, пропагандируя идею свободного, не выделенного фасада. При этом он прекрасно умел вписывать свои постройки в специфическую парижскую городскую среду, втискивать между историческими постройками так, что здание не теряло своей привлекательности, а улица становилась светлее и гармоничнее. Гимар заботился и о том, чтобы внутреннее пространство здания было светлым, уютным и комфортным.

Любимым материалом Гимара стал металл, позволявший воплощать самые фантастические идеи. Его проекты были фантазийными и эстетически изощренными, но он интересовался новыми технологиями и много думал о том, как усовершенствовать индустрию. Он разрабатывал идею промышленной стандартизации, а также предложил одну из первых коллекций мебели для массового производства.
изображение.png
Кованая металлическая решетка
Эктор Гимар стал одним из ведущих архитекторов во Франции начала XX века. Он строил виллы и особняки, жилые дома и кафе, проектировал металлические решётки в технике литья, украшения, мебель с его любимыми растительными образами.

В 1895 году муниципалитет Парижа объявил конкурс на создание входов строящихся станций метро. Эктор Гимар получил заказ на возведение станций Парижского метрополитена. Он предложил смелые и утончённые решения, основанные на природных формах: бутоны, павлиньи хвосты, стебли растений… Матовое стекло и зеленоватая состаренная бронза делали арки входов будто бы старинными, адаптировали их к облику Парижа тех лет. И в то же время выглядели как ювелирные украшения, созданные не для прекрасной женщины, а для великого города.
изображение.png
Стилизованные растения-фонари над табличкой.

Идеи Гимара встретили не только восторги, но и ожесточенную критику. Деятели церкви называли творения архитектора «мерзостью», «кощунством» и даже «развратом». Однако в течение пяти лет Гимар, невзирая на все эти оскорбления, создал входы более чем для 60 станций парижского метро. Правда, многие из них были демонтированы во время Первой и Второй мировой войны. Когда мир оправился от этих катастроф, эти металлические шедевры, сохранившиеся на складах Парижского управления транспорта, «разъехались» по всему миру, включая Россию.
изображение.png
Архивное фото входа в Парижское метро

В 1909 году Эктор Гимар женился на художнице Аделине Оппенгейм, дочери американского финансиста. Он преподнёс своей супруге роскошный подарок — спроектировал знаменитый отель «Гимар», где разработал не только образ самого здания, но и интерьер, вплоть до мелочей. А еще отель «Гимар» стал одним из первых строений, где есть лифт; до того первые модели лифтов применялись только в высотных зданиях.
изображение.png
Фрагменты построек Эктора Гимара

Сальвадор Дали называл творения Гимара символом духовной стойкости в те дни, когда духовная стойкость требовалась самому архитектору. В зрелые годы, когда стиль ар нуво уже приелся публике, он практически остался без заказов: блестящие дни успеха и славы прошли. В конце 30-х годов над Европой нависла страшная тень немецкого фашизма. И если многие ещё пытались закрыть глаза на эту угрозу, убедить себя в том, что их за пределами Германии это не касается, Гимар не мог оставаться слепым и равнодушным: его жена была еврейкой.

В 1938 году супруги Гимар переехали в США. Архитектор был уже немолод, в США его никто не знал. После четырёх непростых лет он скончался в отеле «Адамс» в Нью-Йорке. В его родной Франции об этом узнали только после войны. Как и о том, что некоторые постройки Гимара безвозвратно утеряны…
изображение.png
Мебель, созданная Гимаром
изображение.png
Ювелирное украшение

Вдова Эктора Гимара передала работы своего супруга — сохранившиеся предметы мебели, украшения, эскизы — нескольким французским музеям. После многих лет критики, непонимания и угроз сноса входы в парижское метро были объявлены национальным достоянием.
https://afisha.sevastopol.su/v-stile-gimara-kak-arhitektor-buntar-sozdal-skandalnye-vhody-v-metro/

архитектурагимарфорпостсевастопольновостиафиша
2
0.079 GOLOS
На Golos с September 2019
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые