Вместо душевного тепла — магазинный батон. Крым ошарашила акция с блокадным хлебом
В эпоху пиара и коммерческого подхода память и уважение сменяются показухой для отчёта.
Дневной рацион. Снижение нормы. 250 граммов хлеба в день для рабочих, 125 граммов — для всех остальных. Акция «Блокадный хлеб», приуроченная к 76-й годовщине снятия блокады Ленинграда, теоретически должна была напомнить о главном символе одного из самых страшных периодов Великой Отечественной войны. Сегодня эти ломтики должны были дать новому поколению хоть отдалённое понимание того, почему это было так страшно. Почему многие люди до сих пор не могут об этом не только говорить, но даже вспоминать.
«Кощунство, стыд и позор! Вы серьёзно?» — вот какую реакцию вызвала в социальных сетях акция «Блокадный хлеб», которую провели чиновники в городе-герое Керчь. Почему же попытку напомнить о таких важных страницах нашей истории многие знающие и понимающие люди без малейшего компромисса восприняли в штыки?
Я перестала следить за акцией «Блокадный хлеб» с того самого момента, когда случайно увидела в Сети фотографию, на которой одетые в чёрное школьники с грустными лицами и полными непонимания глазами стояли возле стола с кусочками хлеба и бумажками, указывающими нормы. Что-то внутри запротестовало: не так это должно быть!
А потом я увидела батон. Батон в руках сухонькой крымской старушки. И несколько женщин вокруг, разительно отличающихся от ветерана от кончиков волос до кончиков ногтей — чиновницы одной из городских администраций Крыма. Батон оказался «памятным подарком».
Соцсети взорвались быстро и яростно. За следующие два дня лично я не наткнулась ни на одно заявление в защиту такого оформления памятной акции.
«Типа символ»
Очень ёмко кто-то охарактеризовал: «типа символ». И действительно, казалось бы: ну, батон. Ну что такого? Тоже хлеб, только сегодняшний.
Ключевое слово здесь — «типа». Оно, во-первых, начисто убивает символичность, а во-вторых, искажает само понимание событий тех дней, их значения для каждого из нас, кто каждый день ходит по той земле, которую для нас отвоёвывали почти 75 лет назад.
И нет, дело не в том, что чиновницы пришли к ветерану в шубах, хотя разительный контраст тоже многим бросился в глаза. Дело не в том, что не хватило фантазии придумать, как достойно поздравить ветеранов Великой Отечественной войны. Дело в том, что этой буханкой батона вместо ломтика чёрного хлеба неразумные, безалаберные имиджмейкеры подменили ещё одну маленькую часть нашего культурного кода.
Георгиевские ленточки, пачками раздаваемые в День Победы, — это тоже «типа символ». Привязанные к сумочкам, столбам и антеннам машин, они становятся не более чем праздничным антуражем, деталью интерьера, который через 24 часа упакуют до следующего года вместе с памятью.
Печать военных фотокарточек где ни попадя: на картонных стаканах под колу и поп-корн в кинотеатрах, на витринах магазинов, на упаковке продуктов в супермаркетах. Тоже «типа символ».
Военная форма, которую гламурные девочки одевают со шпилькой, укорачивая до невозможности юбку и игриво расстегивая верхние пуговички гимнастерки — это самый-самый «типа символ». Глядя на них вспоминаешь о ролевых играх — и тебе даже не стыдно, потому что в этих образах ты не чувствуешь никакой привязке к памяти и к трагедии, которую пережил народ.
И, глядя на всю эту вакханалию в цветах хаки, траура и красных гвоздик, я с ужасом задаю себе вопросы: «Что сегодня для нас война? Кто сегодня для нас ветераны? Почему символы стали сувенирной продукцией, такой доступной и оттого обесцененной? И как нам вернуть уважение к памяти, снова сделать символы из „типа символов”? И осталось ли что ещё возвращать?».
Ответственность за память
Чиновница, кстати, которую охаяли со всех сторон, свои посты с батонными отчётами удалила. Даже попыталась объяснить акцию: «Эти люди не нуждаются в подарках. Им нужно человеческое общение, доброта и уважение». Лучше бы молчала, ей-богу! Как же по-разному мы, современники, понимаем уважение к ветеранам!
«А я бы подарила билеты в театр. И не на военную пьесу, а на водевиль. Потому что должен быть праздник, Победа. Нарядила бы бабушку, предоставила б ей машину до театра и обратно, вместе с ней пошла. И никаких воспоминаний, смеяться, хохотать, радоваться Жизни, которая победила», — высказала в соцсетях другая, глубоко уважаемая мной женщина, для которой акция «Бессмертный полк» намного больше, чем просто табличка на палочке.
«А то, что улицы имени героев без единой мемориальной таблички? А на этих улицах живут обычные люди, чиновники и депутаты, на улицах стоят гостиницы и предприятия, магазины и рестораны. Как у нас в славном городке Судак фамилию Маршала Советского Союза Бирюзова (даже при наличии таблички) в народе переназвали в Бирюзовую улицу. Нормально же, — с печалью констатировал крымский блогер Александр Кирьяков. — Или разрушенные памятники, заросшие травой и мусором, забытые до особого случая праздника».
Мы перестаём нести ответственность за то, каким образом мы храним эту память. Вот он, страшный, по-моему, вывод. А ответственность — это ремонтировать памятники. Это вместо батона починить ветерану крышу или обеспечить лекарствами. Это на параде не привязать к сумке георгиевскую ленточку, а подсказать ребёнку слова военных песен. И, отрезав ломтик чёрного хлеба, просто сказать: «вот столько в Ленинграде каждый день ели почти три миллиона человек. Знаешь, почему?»…
Наталия Назарук
Фото автора и Маи Хужиной/Facebook
https://sevastopol.su/news/vmesto-dushevnogo-tepla-magazinnyy-baton-krym-osharashila-akciya-s-blokadnym-hlebom